И снова зацветет миндаль…
«Времена года. Памяти Гии Канчели» художника Вахтанга Джаниашвили – первая попытка в живописном искусстве осмыслить творчество Канчели через синтез пространства и времени. Впервые этот полиптих был представлен на Дне грузинской культуры в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород на проекте «Университет открытый городу».
Полиптих включает в себя четыре картины: «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима», к каждой из которых через QR-код «привязано» музыкальное произведение Гии Канчели: музыка к фильму «Когда зацвел миндаль» (1972), «Маленькая Данелиада» – пьеса для симфонического оркестра по мотивам музыки «Кин-дза-дза» и «Слезы капали», песня «Желтые листья» в исполнении Нато Метонидзе и Симфония № 3. Таким образом, внутри каждой части полиптиха, в системе единого художественного целого, возникает особый тип структурных взаимосвязей, основанный на взаимодействии языков музыки и живописи.
Четыре музыкальных произведения Канчели становятся формообразующими принципами создания живописных полотен Джаниашвили.
Более того – каждая из картин представляет образ того или иного периода жизни грузинского композитора. Четыре времени года становятся символами, отображающими человеческую жизнь, и физическую, и духовную, во всех ее проявлениях.
Первое полотно В. Джаниашвили «Весна» представляет время цветения миндаля. Миндаль выбран художником не случайно: это дерево зацветает одним из первых и у многих южных народов ассоциируется с началом весны – зарождением новой жизни. Кроме того, миндаль символизирует сокровенное, ценное знание в очень твердой, почти непроницаемой оболочке – таким художнику представляется личность Канчели и музыка, созданная им.
Художественное полотно «Лето» посвящено творческому союзу Гии Канчели и Георгия Данелии: практически во всех фильмах знаменитого режиссера звучит музыка Канчели. Именно Данелию композитор называл одним из своих учителей.
Образная система полотна отсылает нас к двум знаковым фильмам этого великого союза: их первой совместной работе над «Не горюй» (1968) и последней – над фильмом «Кин-дза-дза» и его мультипликационной версии «Ку! Кин-дза-дза» (2013).
Музыка, созданная к фильму «Кин-дза-дза», такая же пустая и ржавая, как сама жизнь на планете Плюк. Но Вахтанг Джаниашвили переносит на эту планету неунывающего, доброго, благородного Бенджамена Глонти, главного героя фильма «Не горюй». И вдруг ржавая планета наполняется юмором, иронией, красотой и национальным колоритом. А симфонический оркестр, исполняющий «Маленькую Данелиаду», добавляет в эту картину неповторимый юмор Данелии, с большим удовольствием пропевая несколько раз во время игры слово «Ку!».
Полотно «Осень» выросло, благодаря одной из красивейших песен, написанных на музыку Канчели – «Желтые листья». Эта картина Вахтанга посвящена зрелости композитора. Осень – пора увядания, время, когда человек осознает неотвратимость ухода и завершения жизненного пути. Он острее воспринимает красоту жизни. Голос Нато Метонидзе, медленная мелодия, слова о листьях, похожих на тишину, наполняют душу слушателя и зрителя чувством светлой печали, свойственной мировоззрению Канчели.
Завершает полиптих произведение «Зима». Белый нетронутый снег традиционно ассоциируется с покоем, тишиной и сном. Зима – это завершение природного цикла и жизни человека.
Это живописное полотно связано с Симфонией № 3 не случайно. Канчели вспоминал, что Третья симфония была написана под впечатлением от одной истории. Фольклористы, собирая в Сванетии погребальные песни, не смогли поставить магнитофон прямо в комнате, где оплакивали умершего, и установили его ближе к выходу из дома. А во дворе, в это же время, пели мужчины. Их песня была о мужестве, о славной жизни, которая продолжается в памяти потомков. И в этом симбиозе двух разных песен Канчели увидел бессмертие человека.
Все сочинение, от начала до конца, пронизывает основанный на интонациях сванского погребального пения рефрен голоса, который становится олицетворением вечного духовного начала.
В начале Симфонии звучит голос великого грузинского певца Гамлета Гонашвили, затем вступают мужественные скандированные хоровые `возгласы` медных духовых, насторожённая пульсация струнных, отдалённые удары колокола, тихие, бесплотные звучания скрипки, парящие над неподвижным аккордовым рельефом… Внезапные острые изломы ритма, молниеносные прорывы тутти, бесконечно тянущиеся долгие отзвуки – всё это представлено лишь краткими мотивами или просто тембровыми пятнами. Такими же пятнами написана Вахтангом Джаниашвили его «Зима». Незавершённость, бескадровость каждого фрагмента создаёт многомерность пространства и утверждает бесконечность жизни.
Это просто Пауза, Затишье. А потом опять расцветет миндаль…
Текст: Анна Таланова