Экологичный fashion: как выбрать интересную нишу и создать свой бренд в мире моды
Молодые бренды, авторские коллекции, небольшие шоу-румы - во всем мире растет тренд на покупку уникальной одежды от небольших ателье и локальных дизайнеров. В этой связи остро возник спрос на специалистов fashion-индустрии, способных спрогнозировать успех модного бизнеса, выстроить его коммуникацию с потребителем и обеспечить коммерческую выгоду проекта. Узнать об особенностях индустрии, разработать собственный бизнес-план и получить инвестиции на создание модного бизнеса смогут участники курса Fashion Business от Веры Клеменовой, который стартует 4 февраля 2020 в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.
Вера Клеменова – fashion-маркетолог, стилист, выпускница кафедры маркетинга НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, сооснователь проекта Up Your Style, автор лекций Fashion Business в России и Италии. Опыт работы с международными компаниями в индустрии наглядно продемонстрировал сильные стратегии, способные вывести локальный бизнес на международный уровень. Сегодня мы говорим с Верой о моде и красоте как необходимых составляющих прибыльного предприятия.
Насколько тема «мода и стиль» может быть коммерчески успешной?
- На мой взгляд, Fashion - это одна из самых интересных тем как в плане разнообразия, так и в коммерческом ключе. Сейчас появляется все больше успешных Fashion-проектов: открываются шоурумы и авторские магазины, развивается сфера персональных шоперов и стилистов разных направлений. Каждый может создать себе личный бренд в сфере моды и выбрать интересную нишу.
Вы получили образование в сфере маркетинга в НИУ ВШЭ - Нижний Новгород и в области моды в Istituto Marangoni в Италии. Удалось ли применить полученные знания в России?
- Да, я руковожу проектом на стыке индустрий IT и Fashion, занимаюсь консалтингом и исследованиями в сфере моды, работаю с известными Fashion-компаниями. Кроме того, совместно с кафедрой маркетинга НИУ ВШЭ мы запустили образовательный проект – курс Fashion Business, в рамках которого рассматриваем все аспекты работы в индустрии моды от персонального стайлинга до открытия своего бизнеса. На примерах разбираем особенности Fashion-маркетинга, аналитики и управления Fashion-брендом. Курс посещают как интересующиеся модой студенты и выпускники, так и руководители магазинов с опытом работы, поэтому отдельный упор делается на то, чтобы дать всем слушателям новые знания для быстрого развития в сфере моды. Следующий поток курса стартует 4 февраля 2020 г.
Вы fashion-маркетолог. В чем особенности продвижения модных брендов в России?
- Онлайн-направление Fashion в России растет очень высокими темпами. Многие еще только открывают для себя новые бренды и возможность покупок в Интернете, поэтому задача модных магазинов не только продать, но и обучить покупателя, рассказать ему о новинках, о грамотном сочетании цветов и фасонов, о трендах на этичное потребление и экологичный Fashion.
Насколько российские модницы пластичны? Что влияет на их выбор? Они больше консервативны или гибки в плане следования трендам?
- Российские модницы очень быстро схватывают все новые тренды, легко вписывают знаковые вещи модных брендов в свой текущий гардероб. Они постоянно в поиске новых идей, стараются выражать свою индивидуальность и характер через модные образы. Возможно, поэтому в России так популярны небольшие авторские бутики и студии с уникальным ассортиментом. В рамках курса Fashion Business мы будем учиться широко смотреть на тренды, понимать, как они будут развиваться, сочетать модные тенденции различных периодов и вписывать их в свой гардероб.
В чем уникальность российских дизайнеров? И в чем их общность, если сравнивать с зарубежными?
- Российские дизайнеры стараются внести в каждую вещь коллекции что-то уникальное, cвой знаковый элемент. Многие из них больше внимания уделяют аспекту творчества, чем коммерции. Для них мода – это, в первую очередь, искусство. И это, с одной стороны, большое достоинство российских дизайнеров, другой, стороны – сложность. Ведь если постараться, можно выбрать совершенно уникальные вещи, но найти и купить их не так-то просто.
С зарубежными дизайнерами российских объединяет стремление сделать свой Statement, выразить отношение к окружающему миру. И на западе, и в России покупатели все больше внимания уделяют аспекту рационального потребления и бережного отношения к природе. Это диктует новые стандарты и требования для дизайнеров. Потребители устали от плохого кроя и некачественных материалов Fast-Fashion брендов. И дизайнеры как в России, так и за рубежом дают возможность купить по-настоящему качественные вещи.
Ваш идеальный лук?
- Мне нравятся женственные вещи: те, что подчеркивают достоинства внешности и фигуры. Люблю спорт-шик: если много двигаешься, без хороших кроссовок - никуда, поэтому это must-have моего гардероба. Мне нравятся сочетания качественных дизайнерских вещей с неизвестными брендами. Во время практики в Италии я побывала в шоу-румах и фабричных аутлетах многих знаменитых брендов, четко знаю каким должно быть качество Made in Italy. И у нас, и за границей всегда захожу в авторские магазины, изучаю ассортимент, представляю, как вписать ту или иную вещь в свой гардероб.
Как сформировать свой собственный стиль? Возможно ли этому научиться?
- Однозначно возможно! Надо изучить свою внешность, знать какие вещи подчеркнут именно ваши достоинства. Важно отталкиваться от своего стиля жизни: лучше вложиться в качественные вещи, которые будут носиться большую часть времени, чем в трендовые, но не подходящие именно вам. В курсе Fashion Business есть большой блок, посвященный персональному стайлингу. Рассматриваем, как одеваться самим с учетом особенностей фигуры и внешности. А также как подбирать образы клиентам, если вы собираетесь работать персональным стилистом. Например, наглядно убеждаемся, что не все советы от Fashion-гуру работают и что базовый гардероб не такое уж однозначное понятие.
Как вы считаете, какими главными качествами должен обладать эксперт по fashion-маркетингу?
- В первую очередь он должен видеть всю картину Fashion-индустрии в целом. Понимать, какой бренд он представляет, в каком сегменте работает, кто его аудитория и к какому результату хочется прийти. Особенность работы Fashion-маркетолога в постоянном мониторинге трендов, понимании того, как зародилась тенденция, как она проявится в России и как преподнести ее покупателю.
Что важнее в fashion-индустрии? Связи, талант, настойчивость, технологии или креатив?
- Умение сочетать в работе коммерческий и творческий аспекты. В Fashion-сфере большой простор для креатива, но для успешной продажи коллекции надо уметь анализировать большие объемы данных, понимать принципы закупок, коммуникации с потребителем и визуального мерчандайзинга. На этом мы делаем акцент в курсе Fashion Business, рассматривая полный процесс создания коллекции от появления трендов и закупок тканей до непосредственной продажи в магазине. Этот процесс важно понимать всем, кто хочет работать в индустрии моды: и стилистам для представления того, что предлагать клиентам, и руководителям Fashion-бизнеса.
Об авторе курса Fashion Business:
В 2016 году Вера Клеменова получила уникальный грант THE ONE, покрывающий 100% стоимости постдипломной программы в Istituto Marangoni (Италия), одном из лучших университетов в мире моды. Выпускница Leadership Program в University of Texas и Georgetown University (США), дважды победительница конкурса бизнес-кейсов от Harvard Business Review, Вера прошла стажировку в Fashion-Tech компании в США, где представила свой проект в рамках программы Russian Business Leaders. Также во время учебы активно сотрудничала с известными fashion-брендами в Европе, такими как Versace, Guess и пр.