• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НИУ ВШЭ – Нижний Новгород представил результаты исследования «Модернизация системы образования»

«Не упразднить ЕГЭ, а исключить рейтинги на этой основе», – профессор НИУ ВШЭ Лев Любимов прокомментировал результаты исследования по модернизации системы образования г. Нижнего Новгорода, выполненного специалистами НИУ ВШЭ – Нижний Новгород по заказу городской администрации.

НИУ ВШЭ – Нижний Новгород представил результаты исследования «Модернизация системы образования»

Официальные результаты исследования были представлены для обсуждения руководству департамента образования, депутатам городской думы, руководителям образовательных учреждений и общественных организаций.   

В ходе исследования была проведена комплексная оценка 134 педагогов и 61 образовательного учреждения. Большая часть этих организаций  в конце 2018 года добровольно приняли решение о сетевом взаимодействии друг с другом. Именно эта модель развития системы образования была признана наиболее оптимальной для формирования у детей базовых навыков 21 века согласно концепции 4К: коммуникации, креативности, критического мышления и готовности к командной работе.



Как оценить, способно ли образовательное учреждение сформировать у ребенка весь набор компетенций, которые позволят в дальнейшем самому получать знания? Результатом исследования стала разработка уникального и одновременно универсального классификатора «Современная школа», позволяющим комплексно оценить  состояние каждой образовательной организации  и образовательной системы в целом.

Классификатор включает в себя оценку по таким параметрам,  как материально-техническая база, кадровые и технические ресурсы, развитие партнерской сети, наличие дополнительных источников финансирования, безопасность образовательной среды, уровень развития цифровых технологий – всего 8 параметров, охватывающих всю образовательную деятельность учреждения в целом. Анализ текущего состояния образовательной системы Нижнего Новгорода проводился путем онлайн-анкет.

«Оценка учреждений по классификатору «Современная школа» открывает возможность высокочувствительной комплексной диагностики с применением множества параметров, - прокомментировала результаты исследования директор НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Анна Бляхман, - каждый параметр включает в себя оценку дополнительных показателей по 10-балльной шкале, что позволяет на его основе выстроить максимально прозрачный и объективный рейтинг учреждений».

«Каждый из блоков рейтинга может стать основой для оценки этих организаций в разрезе всей системы в целом, - уточняет начальник Отдела развития образования НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Наталья Серова. - Это может быть как комплексная, так и предметная оценка, связанная, к примеру, с освоением и применением информационных технологий. В первую очередь этот классификатор дает ответ на вопрос, какая школа или детский сад нуждаются в дополнительных ресурсах, с тем, чтобы образовательная система города выглядела более привлекательной для детей и родителей».

Постоянная готовность к самообучению, способность к объединению для совместной работы и нестандартное мышление – в первую очередь, этими навыками должны обладать педагоги и сотрудники образовательных учреждений, которые входят в муниципальную образовательную систему.

В ходе исследования также проводилась комплексная диагностика педагогических работников с оценкой их когнитивных, социальных, функциональных и предметных компетенций. Для этого использовались методы "Опрос 360 градусов" (оценка посредством опроса делового окружения сотрудника), кейс-исследование, анализ видеозаписи уроков, оценка портфолио педагога. Диагностика показала, что более половины педагогов используют в своей деятельности современные образовательные технологии.

«Одержимость цифрами угрожает образованию, - профессор Лев Любимов привел пример оценки количественных показателей в текущей системе образования по баллам ЕГЭ как крайне неэффективной. - «Натаскивание на тест», как и приукрашивание статистики, это способ введения в заблуждение, поскольку силы направляются не на истинную цель (общеобразовательную подготовку), а на достижение целевых показателей, от которых зависит существование учреждения» («Тирания показателей», Дж. Мюллер)

В свою очередь классификатор «Современная школа» дает возможность оценки учителей как по текущим компетенциям педагогической деятельности - личностным, профессиональным, организационным и др. – так и в плане определения приоритетов профессионального и личного развития педагогов.

Представленные результаты исследования одобрили директора школ, в частности директор школы №91 Игорь Богданов, депутат городской Думы Нижнего Новгорода: «Сегодня учитель погружен в бумажную работу и заполнение отчетов для выполнения показателей. Хотя главная миссия педагога – быть рядом с детьми и помогать получать новые знания благодаря собственным предметным и профессиональным компетенциям. Представленное исследование поможет комплексно изменить систему образования, чтобы максимально развивать в детях необходимые сегодня навыки».

Комментируя итоги исследования, директор департамента образования г. Нижнего Новгорода Елена Платонова отметила: «Чтобы управлять изменениями, мы должны сначала научиться их измерять. Невозможно принимать решения управленческого уровня интуитивно. Это исследование важно и для департамента образования, и для Нижнего Новгорода в целом».