Екатерина Кириллова о технологиях лидерства в VUCA-мире
Распределение ролей и формирование команды, алгоритмы и инструменты наставничества – эксперт по soft skills и ведущий преподаватель программы МВА в Бизнес-школе НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Екатерина Кириллова провела управленческий тренинг для педагогов образовательных учреждений, входящих в Университетско-школьный кластер.
- Мы живем в неопределенном, постоянно меняющемся VUCA-мире (VUCA - акроним английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность), который характеризуется одновременным множеством факторов для принятия решений, высоким темпом перемен, отсутствием ясности значения событий, неопределенностью настоящего.
Поэтому технологии лидерства уходят от вертикальной иерархии к более гибкой, ячеистой структуре распределенного лидерства. И если проект делится на несколько этапов, то полномочия лидера могут передаваться, как по эстафете, узкопрофильным специалистам, обладающим максимальными компетенциями в конкретной задаче. Главное – максимально полно донести задачу или идею до каждого участника, - Екатерина Кириллова сформулировала для участников новые принципы современного лидера, нетипичные для иерархической структуры образования.
Отдельные блоки были посвящены проработке идей и целеполаганию, а также распределению ролей среди участников. Автор тренинга отметила, что современные принципы командообразования не только учитывают эффективные стороны каждого члена команды, но и допускают приемлемые недостатки:
- Если одаренному и изобретательному «генератору идей» дозволено «витать в облаках» или недооценивать практические детали, то для благоразумого и предусмотрительного аналитика это крайне нежелательно. В то же время скрупулезному и организованному контролеру легко прощается беспокойная дотошность, ибо это обратная сторона его прямого функционала. Задача истинного лидера в любой компании, будь то промышленная или образовательная организация, – выявить сильные качества каждого члена команды и дать им раскрыться максимально полно.
«Пересмотреть позиции и ценности», «уйти от однобокого видения и однозначных оценок» - участники тренинга с удовлетворением отметили, что общение с таким преподавателем и взаимодействие в группе помогает не только изменить подход к управлению коллективом, но полностью «изменить свое сознание благодаря новому пониманию себя».
Модуль «Командообразование и лидерство» стал частью образовательной программы повышения квалификации для учителей, психологов и управленческих команд учреждений дошкольного и начального уровней образования, с целью развития кадрового потенциала Университетско-школьного кластера. В течение 3 месяцев НИУ ВШЭ – Нижний Новгород провел открытые обучающие тренинги по развитию навыков, необходимых современным педагогам: «Эмоциональный интеллект», «Цифровая грамотность педагогов», «Программа развития детей и родителей «Направляемый диалог» - ICDP (International Child Development Program)», «Грамотность чтения», «Ситуативное управление», «Внутренние коммуникации».
Всего участниками программы стали 180 педагогов из «сетевых школьных комплексов», входящих в Университетско-школьный кластер. Напомним, в конце 2018 года более 50 нижегородских учреждений образования добровольно приняли решение о сетевом взаимодействии друг с другом. Именно эта модель развития системы образования была признана наиболее оптимальной для формирования у детей базовых навыков 21 века согласно концепции 4К: коммуникации, креативности, критического мышления и готовности к командной работе.