От дайвера до космонавта: проект PostVenture воссоздал более 40 видов почтовой связи
Отправить послания более чем 40 разными способами, изобрести новые виды почтовой связи – уникальная историко-географическая экспедиция, участниками которой стали сотрудники нижегородского кампуса Вышки, претендует на место в «Книге рекордов Гиннеса». О проекте рассказал заместитель декана факультета гуманитарных наук Тимур Хусяинов.
9 октября отмечается Всемирный день почты, именно в этот день завершился почтово-телеграфный историко-приключенческий эксперимент Postventure («Почтовое приключение»). Финалом стала большая пресс-конференция в Краевом Приморском отделении «Русского географического общества» с участием космонавтов МКС. Проект приурочен к целому ряду памятных дат: 200-летию почтового конверта, 180-летию почтовой марки и 125-летию изобретения радио.
Основная группа проекта состояла из пяти единомышленников, увлеченных искателей приключений из разных городов России. Придумал Postventure и встал у руля экспедиции путешественник-исследователь из Липецка Валерий Сушков, он уже много лет занимается организацией туристических проектов по всей стране. За фото- и видеосъемку отвечал профессиональный режиссер и оператор из Воронежа Леонид Асташов, который будет заниматься производством документального фильма, посвященного экспедиции. Дмитрий Павлов, директор единственного в мире музея трепанга, эксперт по туризму во Владивостоке помогал с организационными работами. Тимур Хусяинов и Егор Саксин - сотрудники факультета гуманитарных наук нижегородской Вышки вели путевые заметки.
Масштабное приключение Postventure стартовало в Москве 17 сентября в формате эстафеты «земля, под землей, вода, под водой, воздух, космос» и прошло по знаковым туристическим местам Приморского края. «Каждый из этапов маршрута по Приморью был посвящен одному из выдающихся мореплавателей и исследователей Дальнего Востока, среди которых Петр Рикорд, Андрей Попов, Ефимий Путятин. В списке есть и наши современники, например, Федор Конюхов, он одобрил идею и был в курсе всего мероприятия», - отмечает Тимур.
Для всех персонажей был выпущен набор из открытки, конверта и арт-марки (прим. Такие марки не имеют почтового хождения, они представляют ценность для коллекционеров). Ограниченный тираж из конвертов, почтовых открыток и арт-марок, состоящий из 40 наборов на старте был помещен в экспедиционный рюкзак. За определенный этап отвечал назначенный почтмейстер, у него были опознавательные знаки с символикой проекта в виде экспедиционной манишки. На каждом этапе реконструировался конкретный вид почтового сообщения, использовались разные способы доставки - рюкзак с конвертами передавался, как эстафетная палочка.
Экспедиция началась в Москве, точнее, в московском метро – это была подземная почта. Исторически она работала во время Великой отечественной войны, когда по тоннелям метро проходили пути почтового сообщения. В этот раз послания не носили пешком по тоннелям, а всего лишь прокатили их в вагоне. Из Москвы участники на самолете отправились во Владивосток.
«Почтмейстером мог стать каждый встреченный нами на маршруте человек. Когда мы воссоздавали почту на лошадях, то попросили поучаствовать местный конноспортивный клуб. Был случай, когда мы передвигались по заливу Петра Великого и увидели ребят на сап-серфах, они с радостью согласились поучаствовать в проекте. Так у нас появилась идея включить в программу новый вид почты – на сап-серфе. Идея заключалась в том, что почтовое сообщение способно объединить самых разных людей со всей страны».
Среди способов доставки, воссозданных в ходе экспедиции, были голубиная почта, собачья почта, военно-полевая почта, аэростатная почта, бутылочная почта, морской буй и другие. «Одним из этапов была лабиринтовая почта – это был наш эксперимент. Сами лабиринты построил мастер каменной пластики и специалист по фэн-шуй Мансур Якубов, сейчас они открыты для посещения как арт-объект. Наш почтмейстер пронес эстафетные конверты по одному из лабиринтов. Мы придумали еще несколько вариантов – это почта на гироскутере, на гидроцикле, на гребных лодках драконах».
Самый необычный вид связи, который воссоздали на проекте, – пчелиная почта. Как известно, пчелы всегда возвращаются в свой улей, но в отличие от тех же почтовых голубей, насекомых не так просто заметить. Во время франко-прусской войны придумали способ передачи информации с помощью пчел: на пчелу повязывалась ниточка определенного цвета. Красная означала появление пехоты, зеленая — артиллерии, синяя — кавалерии.
Тимур подробно рассказал о реконструкции и такого необычного способа связи, как жестяная почта: «Берется жестяная банка, например, из-под печенья, она довольно герметична, вода туда попасть не может. В эту жестянку помещается послание, и затем банка крепится на небольшой деревянный плот. Такой вид почты существовал на самом деле. В королевстве Тонго с почтой было не очень хорошо, корабли близко не подплывали, а письма передавать как-то было нужно. Поэтому была договоренность: пловец брал банку, крепил ее на небольшой плотик и тащил до лайнера, откуда уже можно было отправить корреспонденцию. В таком виде островная почта функционировала почти сто лет до 80-х годов XX века».
Помимо рюкзака с открытками на каждом этапе маршрута участники экспедиции разными способами отправляли свои сообщения. Иногда адресатами были конкретные люди, например, космонавты МКС, иногда послание предназначалось для всего человечества. «Мы можем и не узнать, кто получит наше послание, которое мы отправили в бутылке. Когда мы посетили фрегат «Паллада» капитан нам рассказал историю, как 50 лет назад в Приморье была выброшена в море бутылка с посланием, сделано это было ради интереса. Недавно эту бутылку нашли у берегов Аляски».
Одной из задач проекта стало привлечение внимания к различным культурным и просто интересным объектам Приморского края. «Во Владивостоке есть фуникулер, которым почти никто не пользуется. Мы включили его в наш маршрут. Таким образом мы акцентировали внимание на туристическом богатстве этого региона, включили в проект высокогорную почту с восхождением на гору Пидан. Я реконструировал диггерскую почту по катакомбам форта Поспелова на острове Русский. В войну во время осады сообщения передавались по подземным тоннелям. Сам форт не очень большой, он полностью открыт для посещения. Сначала мы хотели договориться с каким-нибудь местным диггером, но любопытство подтолкнуло к тому, что мы пошли сами. Я спустился в катакомбы, со мной был рюкзак с конвертами и открытками, я пронес его по подземным коридорам и вышел уже за пределами форта. Чувство было такое, что я побывал в прошлом веке».
К сожалению, не все удалось в этом году реализовать – вмешались неблагоприятные погодные условия и пандемия коронавируса, из-за которой, к примеру, не получилось попасть на подводную лодку. Нам не хватало времени. 24 часа в сутках – маловато, мы успевали отправить максимум по 3 вида почты в день. Есть планы в будущем году продолжить почтовое приключение. Последним этапом экспедиции стала самая популярная сейчас электронная почта, при помощи которой отправлена заявка на включение Postventure в «Книгу рекордов Гиннеса».
Все фото - из личного архива Тимура Хусяинова.
Саксин Егор Иванович
Хусяинов Тимур Маратович
Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород): Заместитель декана