«В регионе формируется молодая амбициозная команда с уникальными исследовательскими компетенциями в нейролингвистике»
В нижегородском кампусе прошел курс повышения квалификации «Анализ поведенческих и нейровизуализационных данных в исследованиях афазии неинсультной этиологии» для сотрудников Центра языка и мозга факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ – Нижний Новгород и интересующихся студентов-лингвистов.
Андрей Сергеевич Зырянов, специалист в области моделирования нейронных речевых процессов в головном мозге, показал возможности визуализации нейрофизиологических данных МРТ для выстраивания анатомических коррелятов речевых нарушений.
Наталья Эдуардовна Гронская, директор нижегородского Центра языка и мозга
«Практически все сотрудники нашего центра наращивают свои компетенции, получая уникальную поддержку московских коллег. Ценным компетентностным приобретением для наших стажеров в ходе этих семинаров является новейший лингвистический инструментарий и методы обработки данных».
Наталья Эдуардовна подчеркивает, что такое взаимодействие показывает реальные преимущества распределенного университета и позволяет наращивать исследовательский потенциал в регионе. По ее словам, «особенно эффективным является проектный принцип включения студентов-стажеров в серьезные, сверхактуальные научные изыскания под руководством опытных коллег».
Это знаковое событие для Нижнего Новгорода и региона в целом - мы можем говорить о формировании молодой амбициозной команды с уникальными исследовательскими компетенциями в новейшей лингвистической области – нейролингвистике.
Андрей Сергеевич Зырянов, стажер-исследователь Центра языка и мозга в Москве, закончил бакалавриат московской Вышки по направлению «Фундаментальная и компьютерная лингвистика». На первом курсе заинтересовался клиническим направлением работы Центра языка и мозга, в частности, лингвистическим ассистированием хирургам на операциях с пробуждением. Во время таких операций пациента выводят из наркозного сна с целью выявления и сохранения функционально значимых зон головного мозга при удалении опухолей. Лингвисты разговаривают с пациентами непосредственно в процессе операции, чтобы вовремя зафиксировать развитие речевых нарушений и предотвратить их. Кроме того, лингвисты обрабатывают данные МРТ для хирургов, делают разного рода нейровизуализации.
Андрей Сергеевич Зырянов, стажер-исследователь Центра языка и мозга в Москве
«На семинарах мы занимаемся реконструкцией очагов поражения. Значительная часть наших исследований направлена на то, чтобы установить связь между тем, какие области мозга поражены, и симптомами - нарушениями речи, которые эти поражения вызывают. Это позволяет нам понять, как разные области головного мозга заняты в речевой обработке. Если при поражении какой-то области пациент начинает путать слова по семантическому сходству - яблоко называть грушей или апельсином, то мы понимаем, что пораженная область отвечает за семантическую обработку, за работу со смыслом слов. Чтобы проводить такие исследования, нужно работать с пациентами, у которых либо в результате инсульта, либо из-за опухоли есть поражение в мозге, и это поражение на основе МРТ-данных нужно разметить. Размечать такие поражения мы как раз и учимся с нашими студентами. Мы рассматриваем все шаги обработки, начиная с получения «сырых» данных рентгенологов, которые сканируют пациентов, выравниваем и конвертируем полученные данные, и уже затем в специальной программе ищем очаг поражения и отмечаем его границы».
Среди слушателей семинара - Мария Шибанова и Наталья Антонова, они заканчивают 4 курс бакалавриата «Фундаментальная и прикладная лингвистика». Студенты исследуют связь между межполушарными соединениями в определенной области мозга и нарушениями спонтанной речи.
«В мире существует много исследований, которые показывают, что поражения одного из трактов лобного косого пучка приводят к нарушению спонтанной речи. Траектория восстановления вариативна – кому-то требуется несколько недель или месяцев, у кого-то процесс восстановления проходит годами. Почему у одних пациентов речь восстанавливается быстро, а у других нет, - на этот вопрос ищут ответ исследователи», - комментируют Мария и Наталья. Есть предположение, что именно сохранность связи между левым полушарием, местом поражения тракта, и здоровым правым полушарием позволяет восстановить речь. И Мария, и Наталья в своих выпускных работах исследуют связь между сохранностью межполушарных соединений со здоровым полушарием и успешностью восстановления речи.
«На сегодняшний день подобные разработки существуют на единичных пациентах, без систематического описания. Студенты-лингвисты из нижегородского кампуса НИУ ВШЭ впервые проводят свои исследования на группе пациентов с комплексным речевым обследованием, качественной трактографией (анализ МРТ-данных, который позволяет визуализировать проводящие пути в головном мозге). До сих пор никто ничего подобного не делал, не описывал и не публиковал», - отмечает Андрей Зырянов.
Анастасия Александровна Лопухина - научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ – Москва, закончила русское отделение филфака МГУ. Занималась историей языка, некоторое время работала школьным учителем, но всегда хотела заниматься наукой. В 2015 году в качестве волонтера поступила в только что открывшуюся на тот момент лабораторию нейролингвистики Высшей школы экономики. Через год по приглашению директора Центра языка и мозга Ольги Викторовны Драгой начала работу в качестве нейролингвиста.
На своей лекции Анастасия рассказала слушателям о том, как по мере взросления ребенок усваивает разные речевые навыки - от понимания звуков и интонаций до беглого чтения, а также поделилась особенностями экспериментального подхода к изучению речевого развития детей и подростков.
Анастасия Александровна Лопухина, научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ – Москва
«В Нижний Новгород я приехала работать со школьниками, изучать, как они усваивают чтение. Вместе с коллегами мы проводим разные поведенческие тесты: ребята читают, а мы записываем движение глаз, когда они читают про себя. Нам необходимо понять, в какой момент развития происходит переход на «взрослое» чтение. То есть, дети сначала читают по буквам, затем по слогам, взрослые сразу схватывают смысл. Мы хотим поймать момент перехода. У нас есть гипотеза, что это должно происходить в четвертом классе, потому что именно к этому времени окончательно формируются основные физиологические параметры движения глаз при чтении, увеличивается словарный запас, накапливается читательский опыт.
Для этого мы проводим эксперимент с записью движения глаз, используем специальную методику с невидимой границей. Студенты, которые были на эксперименте, удивляются: ребенок читает, а в это время на экране экспериментатора отображается предложение, в котором слово не такое, как должно быть, например, с перепутанными буквами. Но ребенок этого не замечает. Когда читающий «попадает глазом» на слово, оно за микросекунду до этого меняется на правильное. Экспериментаторы видят, что слово было сначала одним, а стало другим, а ребенок этого не замечает».
По словам Анастасии Александровны, сегодня в российской и мировой науке очень не хватает именно экспериментальных исследований детской речи, в частности для русского языка. Эксперименты позволяют ответить на конкретный теоретический вопрос и понять, какие процессы происходят в головном мозге ребенка, когда он усваивает ту или иную часть языка.
Обучение молодой нижегородской нейролингвистической команды продолжится летом и осенью 2021 года.