• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Языковое образование в условиях цифровизации: техники, тренды, требования

Эксперты НИУ ВШЭ – Нижний Новгород приняли участие в HSE LED Conference – масштабном научном событии, созданном Школой иностранных языков НИУ ВШЭ и объединившим ученых и педагогов, экспертов и практиков для обсуждения самых актуальных вопросов языкового образования.

iStock

iStock

Преподаватели НИУ ВШЭ - Нижний Новгород Константин Валерьевич Банников и Екатерина Михайловна Фомина поделились со службой портала своими впечатлениями и открытиями после конференции.

Константин Валерьевич, Екатерина Михайловна, какую тему Вы выбрали для своего исследования?

Е.М.: В своем докладе мы рассмотрели проблему определения критериев для выявления настоящих профессионалов, работающих "с первым" (L2) и "вторым языком" (L3), среди огромного количества любителей, преподавателей без профильного образования, которые делают профессиональное поле максимально конкурентным в условиях глобализации и цифровизации. 

К.В.: Нам показался этот вопрос особенно актуальным в связи с открытием программы “Иностранные языки и межкультурная бизнес-коммуникация” в нижегородском кампусе в 2022 году, ведь это добавляет программу, связанную с углубленным изучением языков, в портфель нижегородского кампуса, а, значит, требует повышенного внимания к качеству преподавания иностранных языков. 

- Расскажите поподробнее, кто участвовал в вашем опросе, чье мнение для Вас было важным?

Е.М.: Безусловно, нам было интересно мнение руководителей (деканов, академических руководителей программ и т.д.), чтобы выяснить те критерии, которые видятся им обязательными для преподавателей иностранных языков в нашем вузе. Кроме того, мы обратились к профессиональным, дипломированным преподавателям иностранных языков, чтобы они выделили важные характеристики, необходимые для качественного преподавания, а также порассуждали о различиях между профессионалом и любителем. Последняя группа респондентов была представлена студентами, которые описали свой идеальный образ профессионального педагога в языковой сфере.

К.В.: По выделенным в ходе опроса критериям нами также были проанализированы Instagram-аккаунты преподавателей иностранных языков. Были выбраны те аккаунты, которые указывали в статусе, названии, хештегах или  ключевых словах на статус преподавателя, тьютора. Оценивался контент страниц, популярность среди подписчиков, способы привлечения потенциальных клиентов. 

- Какие черты профессионального преподавателя, названные вашими респондентами, были актуальны для всех категорий, а какие показались Вам необычными или неожиданными?

Е.М.: На самом деле, основным требованием, выдвигаемым всеми категориями респондентов к квалификации профессионального преподавателя, является наличие профессионального, профильного образования; в равной степени важным считается высокий уровень владения языком, подтвержденный кембриджскими сертификатами. Не менее значимым является опыт работы преподавателя, а также знание современных методик преподавания. 

К.В.: Из неожиданных результатов хотелось бы отметить, что для педагогов важны не только профессиональные, но и личные качества преподавателя (доброжелательность, коммуникабельность, открытость, объективность, культура речи, умение мотивировать и вдохновлять), пользователи и руководители их вообще не выделяют.

- Оказалось ли возможным оценить эти характеристики в Instagram - аккаунтах преподавателей?

Е.М.: Почти во всех аккаунтах, к сожалению, совсем не был указан опыт работы, который важен для наших респондентов. Что касается методик преподавания, каждый пользователь старается выделить свой индивидуальный подход к обучению (будь то использование зарубежных сериалов и фильмов в качестве материала, обсуждение иностранной литературы, акцент на подготовке к конкретным экзаменам, особое внимание к произношению и так далее), однако далеко не всегда знания методики получены ими в результате профессионального обучения. 

К.В.: Также мы отметили междисциплинарность компетенций преподавателей, чьи страницы ориентированы то на психологическую поддержку преподавателей иностранных языков, то на разбор эффективных современных методик преподавания от лица коучей. Есть ряд аккаунтов действующих маркетологов или юристов, которые комбинируют преподавание с их основным видом деятельности. Таким образом, можно говорить о тенденции к переходу преподавания в любительское поле: доступность материалов, понятность и ясность современных методов преподавания иностранных языков и культур делают поле обманчиво открытым для всех желающих и имеющих хотя бы малое представление о языке.

- Какие дальнейшие перспективы Вы видите для своего исследования?

Е.М.: Конечно, планируется повысить количество ответов респондентов для того, чтобы отсечь единичные критерии, которые, возможно, не представляют ценности для исследования, но на данный момент занимают весомую долю ответов, например, молодой возраст преподавателя, частые путешествия за границу и так далее. 

К.В.: Мне тоже кажется интересным применение методов математической статистики, они могут дать новый виток исследованию. Также применим инструментарий текстовой аналитики, поскольку за простыми словами прячутся сложные глубинные смыслы, заложенные советской и постсоветской культурой.

- Что дало Вам участие в конференции HSE LED Conference?

Е.М.: В первую очередь, знакомство с талантливыми коллегами со всех уголков страны и даже из-за рубежа. Было не только интересно и познавательно слушать их доклады, но и невероятно ценно получить обратную связь на наше исследование. Мы обязательно учтем все пожелания и советы, этот обмен опытом был необычайно полезен!

К.В.: Конечно же научный обмен, и было интересно взаимодействие с теми, кто играет на чужом поле - так называемыми “инфоцыганами”. Они приходят на подобные мероприятия исключительно в качестве слушателей и маскируют отсутствие мощной академической базы ловким владением техниками. С такими оппонентами полемизировать сложно, но необходимо, так как мы находимся в одном информационном поле.