• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа равных возможностей: как преодолеть академическую неуспешность детей

Каждый пятый ребенок в России не достигает базового уровня образовательных достижений. Для снижения доли академически неуспешных детей необходимо оценить роль социальных, семейных, территориальных, экономических факторов и возможности школы в формировании высоких результатов каждого ребенка, выбрать эффективные практики, основанные на анализе международного опыта. Теме «Школа равных возможностей» была посвящена отдельная секция Любимовских чтений в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ, проходившая в Нижнем Новгороде.

Школа равных возможностей: как преодолеть академическую неуспешность детей

© Пресс-служба НИУ ВШЭ - Нижний Новгород

Открывая секцию Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, заметил, что «в реальности школы равных возможностей как массовой практики нет, как нет и, прежде всего, общества равных возможностей. Сегодня мир, может быть, в меньшей степени, чем в прошлом столетии, является миром неравных возможностей. И школа в этом мире выступает инструментом воспроизводства неравенства, которое существует в семьях, в местных сообществах. Тем драматичнее и ценнее разговор о том, как в образовании могут создаваться очаги, прецеденты того, как школа преодолевает механизмы, способствующие формированию и закреплению неравенства».

Наталья Сенина, стажер-исследователь проектно-учебной  лаборатории по эффективности государственных мер развития образования Института образования НИУ ВШЭ в рамках доклада, подготовленного совместно с Татьяной Мерцаловой, сообщила: «По результатам исследования, проведенного в рамках Мониторинга экономики образования, в России более 20% школьников не достигают порогового уровня читательской, математической и естественно-научной грамотности. Педагоги, работающие с большой долей неуспевающих детей, в меньшей степени готовы принять на себя ответственность за образовательные результаты учеников и испытывают высокий уровень неудовлетворенности выбором профессии. Психологический климат, существующий в классах и школах с высокой долей неуспешных детей неблагоприятен для преодоления школьной неуспешности. При этом большинство опрошенных учителей уверены, что мотивация школьников – главный фактор их успешности».

Сергей Косарецкий привел примеры научных исследований разных лет, в которых представление об эффективности школы связывается с тем, насколько ей удается преодолеть факторы, связанные с семейными и территориальными особенностями рождения и воспитания ребенка. В совокупности этих исследований эффективной представляется школа, в которой формируются высокие ожидания по отношению к достижениям учащихся, у которых есть целенаправленная и четкая миссия, причем не с опорой на заделы, сформированные семьей. Существенно, что речь шла, прежде всего, о школах, находящихся в сложных условиях, часто с концентрацией сложного контингента учащихся. Эффективная школа – это школа, которая обеспечивает «повышение жизненных шансов» всем ученикам.

Сергей Косарецкий отметил, что, когда речь идет о школах, находящихся в кризисных ситуациях, не менее важно избегать негативных практик, делающих работу школы неэффективной. К отрицательным элементам исследователи относят культуру низких ожиданий по отношению к ученикам, неверие учителей в свои возможности, неверие родителей в возможности школы. Все это формирует неблагоприятный климат и становится реальной действующей силой. Напротив, наличие установки на рост способствует росту учебных достижений, особенно учащихся, находящихся в неблагоприятной ситуации.

Сергей Косарецкий раскрыл понятие резильентной школы, благодаря которой дети из семей с низкими экономическими, культурными и образовательными ресурсами получают возможность достигать высоких академических результатов.

Наталья Серова, заместитель директора НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, упомянула в этой связи 10-летний опыт совместной работы с двумя общеобразовательными школами, где очевидные качественные изменения произошли именно благодаря четко сформулированным ценностям, педагогическому лидерству и взаимодействию педагогов с преподавателями университета.

Анна Бляхман, директор НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, и Наталья Серова представили  модель ”сетевых школьных комплексов” как пространства равных возможностей для развития детей и профессионального роста педагогов. Идея создания сетевых школьных комплексов принадлежала Л.Л. Любимову. Среди приоритетных направлений изменений были перечислены система «мягкого» перехода от одного уровня образования к другому, обеспечивающая быструю адаптацию ребенка к новой ступени, формирование системы педагогического роста внутри образовательных коллективов и новые формы работы с родительским сообществом.

Резюмируя работу Круглого стола, модератор Татьяна Мерцалова, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ, отметила, что, безусловно, конкретные кейсы сетевых школьных комплексов требуют дальнейшего изучения, но уже сейчас очевидно, что синергетический эффект сетевого взаимодействия образовательных организаций является фактором развития всей системы образования Нижнего Новгорода. Возможность расширения профессионального сообщества в школьных объединениях создает условия для повышения благополучия детей, мотивации и профессионального мастерства учителей и снижения доли академически неуспешных детей.