«Высший пилотаж» для юных филологов: «первый шаг в серьезную науку и стимул к личностному росту»
В 2022 году нижегородская Вышка стала площадкой конкурса «Высший пилотаж» по направлению «Филология». Конкурс рассчитан на старшеклассников, решивших попробовать свои силы в науке и включен в Перечень олимпиад и иных конкурсов, дипломанты которых могут стать претендентами на получение гранта Президента РФ. О географии состязания, междисциплинарных темах исследований и значении конкурса для молодых ученых рассказывает председатель экспертной комиссии направления «Филология», академический руководитель бакалавриата «Филология» в НИУ ВШЭ - Нижний Новгород Мария Марковна Гельфонд.
Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников 8 – 11-х классов «Высший пилотаж» прошел в седьмой раз по 25 тематическим направлениям. Состязание состояло из двух этапов — отборочного и заключительного. В рамках отборочного этапа участники выбирали либо дистанционный, либо региональный трек. В этом году региональные конкурсы «Высший пилотаж» проходили на 28 площадках.
Заключительный этап конкурса впервые проводился во всех четырех кампусах НИУ ВШЭ. Нижегородский кампус НИУ ВШЭ стал площадкой для проведения заключительного этапа по направлению «Филология», экспертную комиссию возглавила Мария Марковна Гельфонд, академический руководитель образовательной программы «Филология» в НИУ ВШЭ - Нижний Новгород. В состав комиссии от нижегородской Вышки также вошли декан факультета гуманитарных наук Марина Владимировна Цветкова, преподаватели факультета гуманитарных наук Оксана Вадимовна Замятина, Ксения Александровна Деменева и начальник отдела развития образования Алиса Владимировна Мытарева.
Всего на конкурс по направлению «Филология» было зарегистрировано 125 работ. Стоит отметить широчайший географический охват: среди участников были ребята практически из всех регионов РФ. «Конечно, хотелось бы видеть больше нижегородцев - в заключительный этап вышла только одна работа девочки из Нижегородской области, будем работать в этом направлении, привлекать ребят», - подчеркивает Мария Марковна.
Темы, которые выбирали конкурсанты, продемонстрировали разноплановые и широкие интересы ребят. В финал вышли работы по современной зарубежной литературе (Тема искусства в романе Донны Тартт «Щегол»), по средневековым сагам (Образ викингов), по современной отечественной литературе (Рецепция Гамлета в рамках новой драмы ХХI века), по фольклору (Эволюция жанра «страшилка» в современном детском фольклоре Нижегородской области), по классической отечественной литературе (Структура животного мира в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»). «Темы некоторых исследований граничили с лингвистикой, и мы обсуждали с руководителем смежной секции, доцентом Школы лингвистики факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ (Москва) Владимиром Владимировичем Фаером, к какому направлению - «Филологии» или «Лингвистике» - отнести эту работу. Например, сильнейшая работа по лингвистике русского стиха, абсолютное первое место, принадлежит Ниязу Кирееву, старшекласснику в московской школы. Эксперты решили, что по материалу эта работа скорее филологическая, а по методам исследования - вполне лингвистическая. На начальном этапе мы вместе с менторами советовали ребятам, на какое направление лучше отправлять работу, если она оказывалась междисциплинарной по своему характеру», - рассказывает Мария Марковна.
С решением организационных и иных вопросов конкурсантам помогали менторы. В качестве менторов в этом году в «Высшем пилотаже» по направлению «Филолгия» выступили студенты 2 - 4 курсов нижегородской Вышки. За каждым ментором закреплялся определенный конкурсант. Студенты помогали школьникам структурировать работу, оформить ее надлежащим образом, подсказывали научную литературу по теме, и, главное, мотивировали довести дело до финала, так как у старшеклассников порой с этим появляются сложности в силу приближающихся экзаменов.
В итоге было определено 3 победителя. Среди них - уже упомянутый Нияз Киреев со стиховедческой работой. По словам Марии Марковны, «по уровню это, скорее, работа студента 2 - 3 курса, причем очень увлеченного своей темой». Также среди победителей: Александра Щукина из Иваново с работой на тему «Образ ласточки в поэзии О. Э. Мандельштама» и Варвара Освер, с работой, посвященной структуре животного мира в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Кроме признания и перспективы в области науки победители «Высшего пилотажа» получают также и дополнительные баллы к индивидуальным достижениям при поступлении в НИУ ВШЭ. Стоит отметить, что разница между победителями и призерами в оценочной системе «Высшего пилотажа» не очень велика: победитель получает 8 дополнительных баллов, призер - 6. Это заметно на фоне других конкурсов, где принято несколько занижать заслуги призеров. Если участник «Высшего пилотажа» сделал качественную, продуманную, пусть и не выдающуюся работу, он уже получает достойное вознаграждение. Это хороший бонус, о котором нужно помнить и школьникам, и их родителям. Кроме того, это прекрасный стимул для ребят заниматься наукой. По мнению Марии Марковны, школьные уроки литературы обычно имеют очень косвенное отношение к тому, чем на самом деле занимается филология как наука.
Старшеклассники, у которых формируется научный подход, участвуя в «Высшем пилотаже», получают подтверждение своих научных устремлений, они понимают, что их задача состоит не в оценке достоинств или недостатков героев литературных произведений, а в том, чтобы, к примеру, реконструировать художественные миры, факты истории литературы. Такой подход не всегда востребован школой, но очень востребован в вузе, - отмечает Мария Марковна.
«Высший пилотаж» наглядно показывает, что возможность приобщиться к большой науке совершенно не зависит от места проживания участника. Так, благодаря конкурсу, ребята из Уфы и Красноярска смогли познакомиться с факультетом гуманитарных наук нижегородского кампуса НИУ ВШЭ. «Надеюсь, что конкурсантам понравилась атмосфера нижегородской Вышки, и они готовы сюда приехать, чтобы стать студентами. Ребята, которые отваживаются принять участие в конкурсах такого масштаба, безусловно обладают особенным складом ума. Занятие наукой всегда имеет очень осмысленный характер, когда человек устремлен к поиску истины, он хорошо понимает, как отличить правду от лжи, умеет ориентироваться в мире. Хочется верить, что «Высший пилотаж» для юных филологов - это первый шаг в серьезную науку и стимул к личностному росту», - заключает Мария Марковна.