• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выпускники ФиПЛа популяризируют науку с помощью компьютерных инструментов

«Мне предстояло затранскрибировать более восьмидесяти часов звучащего материала, разработать нотационную систему для разметки речевых стратегий и тактик и разметить их на материале - теперь я и извлечь данные с веб-страницы могу, и автоматически речь затранскрибировать, и файл в XML-формате оформить», - выпускница программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика» Дарья Маликова поделилась результатами выпускной квалификационной работы, которая может стать методическим пособием для подкастеров и популяризаторов науки.

Выпускники ФиПЛа популяризируют науку с помощью компьютерных инструментов

© Из личного архива Дарьи Маликовой

Дарья, Ваша выпускная квалификационная работа посвящена исследованию речевых стратегий и тактик, с помощью которых авторы научно-популярных подкастов презентуют научные знания. Как Вас увлекла эта тема?

Эта идея пришла ко мне довольно спонтанно: летом перед вторым курсом я открыла для себя мир подкастов, и особенно мне полюбился подкаст о программировании и математике. В какой-то момент у меня назрел вопрос: как раскрывать такие сложные темы доступным языком, да еще и в аудиоформате? Исследовательское чутье подсказывало мне, что это можно развернуть в хорошую научную работу. Так, на второй курс я пришла с готовой темой исследования, которая затем стала темой выпускной квалификационной работы.

Научно-популярные подкасты очень популярны во многом благодаря тому, что представляют сложную информацию в доступной форме. Для конструирования эффективно воспринимаемых на слух текстов можно использовать специально разработанные речевые стратегии и тактики. Целью моего исследования стало их выявление и классификация.

Полученная в результате исследования классификация речевых стратегий и тактик может лечь в основу методических рекомендаций для подкастеров и популяризаторов науки, а собранный корпус письменных расшифровок подкастов может быть использован для дальнейшего исследования научно-популярного дискурса.

Расскажите, какие методы Вы использовали? Какие навыки Вам потребовались для этой работы? Что было самым трудоемким?

Я применяла методы лингвистического анализа текста, интент-анализ, а также методы корпусной лингвистики. Самой трудной — и самой захватывающей! — частью исследования стало конструирование корпуса текстов. Мне предстояло затранскрибировать более восьмидесяти часов звучащего материала, разработать нотационную систему для разметки речевых стратегий и тактик и разметить их на материале. Многое приходилось осваивать «на бегу» — зато теперь я и извлечь данные с веб-страницы могу, и автоматически речь затранскрибировать, и файл в XML-формате оформить. И все это — во имя лингвистики!

© Из личного архива Дарьи Маликовой

Ваша любовь к лингвистике – родом из детства?

Я открыла в себе любовь к текстам в старшей школе: мне нравилось их читать, писать и редактировать. По этой причине в выборе дальнейшего пути я колебалась между филологией и лингвистикой. Принять решение мне помогла подготовка к ЕГЭ по профильной математике: я поняла, что не такой уж я и гуманитарий, и что в своей работе я хотела бы сочетать гуманитарное и техническое. Так я и узнала о программе «Фундаментальная и прикладная лингвистика» в Нижегородской Вышке.

Решающим фактором в выборе стала междисциплинарность программы, а именно возможность освоить математику и программирование, не выходя за рамки лингвистики. Программирование мне понравилось, и на третьем курсе я выбрала трек «Компьютерная лингвистика».

Чему Вы научились за время обучения? В каких областях чувствуете себя экспертом?

В первую очередь хочется отметить hard skills. Во-первых, это сильнейшая лингвистическая подготовка. «Здесь из вас сделают лингвистов, хотите вы этого или нет», — полушутя-полусерьезно говорили нам преподаватели. И хотя самой прилежной студенткой я назвать себя не могу, с этим высказыванием я согласна на 100%! Во-вторых, это сочетание устойчивой математической базы и навыков программирования, открывающее двери в столь востребованную сейчас науку о данных. Одним словом, заканчивая ФиПЛ, ты можешь быть уверен в универсальности и актуальности своих компетенций.

Учеба в Вышке помогла усовершенствовать и мягкие навыки: критическое мышление, стрессоустойчивость, навык работы в команде, эмоциональный интеллект. Но самое, пожалуй, приятное «приобретение» — это взгляд на жизнь с любопытством исследователя. Недаром девиз Вышки — «Не для школы, а для жизни учимся»!

Вы прошли блестящую подготовку. К каким вершинам Вы устремитесь теперь?

В ближайшем будущем я планирую совмещать работу в сфере компьютерной лингвистики, преподавание на родном факультете гуманитарных наук и развитие личных просветительских проектов. Жажда знаний за время интенсивной учебы в бакалавриате поутихла, но не угасла совсем: через год-два я планирую поступление в зарубежную магистратуру в области компьютерных или когнитивных наук. Уверена, что багаж знаний, навыков и опыта, приобретенный в Вышке, поможет мне реализовать все свои амбиции!

Программа «Фундаментальная и прикладная лингвистика» имеет два направления подготовки:

  • компьютерная лингвистика (разработчики электронных лингвистических систем);
  • прикладное и теоретическое языкознание (преподаватели иностранных языков, преподаватели русского как иностранного, переводчики, судебные эксперты-лингвисты).

Бакалавры востребованы в компаниях, использующих компьютерные лингвистические технологии, на IT-предприятиях и в организациях, где необходимы прикладные знания в области языка и текстовой аналитики. Постоянные партнеры программы — Seldon, Intel, Orion Innovation, Oxford, группа экспертных компаний «ЕСИН».

На программе открыт набор на 30 бюджетных мест.

Подать документы можно до 25 июля.