• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Математическое мышление на службе нейролингвистики

Центр языка и мозга НИУ ВШЭ в Москве и Нижнем Новгороде изучает вопросы нейролингвистики, исследуя связь языка и мозга с помощью современных экспериментальных методик. С каждым годом проблематика исследований расширяется. О методиках выявления мозговых механизмов, лежащих в основе нарушений речи у детей с аутизмом, рассказал младший научный сотрудник Центра языка и мозга Вардан Арутюнян.

Математическое мышление на службе нейролингвистики

© пресс-служба НИУ ВШЭ - Нижний Новгород

В проектах по исследованию речи детей и взрослых с различными неврологическими нарушениями принимают участие студенты факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. Для будущих нейролингвистов в нижегородском Центре языка и мозга регулярно проводятся лекции и практические семинары. Гостем одной из таких встреч стал младший научный сотрудник московского Центра языка и мозга Вардан Арутюнян. Он продемонстрировал ребятам работу аппарата для электроэнцефалографии и рассказал об особенностях сбора и обработки данных, полученных с его помощью.

При определении локализации разного рода речевых механизмов в мозге используются методы электроэнцефалографии (ЭЭГ) и магнитоэнцефалографии (МЭГ). Их главное преимущество в том, что фиксация изменений в коре головного мозга происходит одномоментно с возбуждением определенных участков головного мозга в отличие от других методов, дающих результат,  отложенный по времени. В Нижнем Новгороде подобная методика применяется лингвистами впервые. 

Вардан Арутюнян,
младший научный сотрудник Центра языка и мозга (Москва)

Основной проект, которым я занимаюсь, — попытка выявить мозговые механизмы, которые могут лежать в основе нарушений речи у детей с аутизмом. Для этого мы используем ЭЭГ — идеальный метод для получения ответов на интересующие меня вопросы. Обычно с аутизмом связывают так называемые высшие нарушения: отсутствие способности к общению или другим видам социальной коммуникации. Но результаты многих исследований свидетельствуют о том, что у таких детей присутствуют нарушения не только высших, но и самых базовых сенсорных процессов: восприятия звуков и зрительных объектов. Область моих интересов распространяется на первичные нарушения в слуховой коре, которые могут лежать в основе нарушения речи у таких детей. 

Работа с ЭЭГ — это кропотливый труд, связанный со скрупулезным анализом больших объемов данных. Чтобы из «сырого» сигнала получить финальный результат, многому нужно научиться. Однако именно при помощи ЭЭГ мы можем получить необходимые результаты.

Мария Худякова,
директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ - Нижний Новгород

Обучение специалистов, которые смогут работать с ЭЭГ и подобными инструментами, — очень трудоемкий процесс и для тех, кто учит, и для тех, кто учится. Здесь нужна уникальная комбинация навыков, знаний и предрасположенностей: математического мышления, усидчивости и терпения, необходимого при сборе данных у клинических испытуемых.  

Центр языка и мозга приглашает к сотрудничеству студентов, заинтересованных в изучении нейронауки, для погружения в исследования на тему нейрональных основ речевой функции с применением инструментальных методов.