«Для бизнес-аналитика успех клиента – его личный успех»
С развитием информационных систем возрастает роль бизнес-аналитика в архитектуре современного предприятия. Выявляя проблемы и потребности в компании, бизнес-аналитик формулирует потребности в изменениях, требования к автоматизации и курирует разработку IT-решений, обеспечивающих необходимые изменения. Почему из бизнес-аналитиков получаются самые результативные руководители и какие компетенции важны для общения с технической командой, беседуем с директором центра разработки аналитических решений ПАО «Ростелеком» Дмитрием Тарасовым, партнером магистерской программы «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте».
Если говорить про бизнес-аналитика ассоциативно, то возникает образ приводной шестеренки из часового механизма: если шестеренку убрать, то весь остальной механизм остается работоспособным, но не крутится. Если говорить о реальных примерах, то бизнес-аналитик собирает и структурирует разнородную информацию от заинтересованных лиц, изучает бизнес-процессы и совместно с разработчиками прорабатывает варианты для их автоматизации.
Что является результатом работы бизнес-аналитика?
В широком смысле, результат работы аналитика неотделим от результата команды разработки. Результатом этой работы может стать одна из автоматизированных систем: CRM, ERP-система, ITSM-система, или любая другая, которая повышает эффективность работы заказчика.
В работе с данными конечным продуктом может быть набор дашбордов, который закрывает какую-либо аналитическую потребность, датасет или аналитическая модель. К примеру, сбор показателей с ответами на вопросы: "За сколько нам продавать продукт?", "Каковы границы рентабельности?", "За какой период мы должны его продать, чтобы продукт не успел испортиться?» и т.д. – те автоматизированные отчеты, которые отражают реальную картину бизнеса для принятия управленческих решений.
На какие вопросы должен получить ответы бизнес-аналитик?
На вопросы о том, как система должна работать, какие задачи она должна решать, как она должна коммуницировать с клиентом, что клиент ожидает от работы системы и может ли IT-команда реализовать эти запросы. Поэтому он и похож на стартовую шестеренку, без которой не крутится весь остальной механизм часов.
Иными словами, бизнес-аналитик - это технический человек, который понимает бизнес-процессы заказчика.
С какого рода данными работает бизнес-аналитик?
У заказчика, как правило, есть примерное представление какого-то результата. Это может быть текстовая информация, результат интервью, возможно, наброски дизайна или документация в формате требований заказчика, которые будут касаться бизнес-функциональных требований с описанием потребностей.
Далее бизнес-аналитик отправляет бизнес-функциональные требования IT-команде правильно кодифицированным языком, который учитывает всё необходимое. В процессе работы появляется структурированная постановка, которая отвечает на весь спектр вопросов: какую систему хочет заказчик, каким функционалом она должна обладать, какие ограничения при реализации должны учитываться, какие требования есть у заказчика к нефункциональной части системы - надежности, соответствию законодательству и так далее. То есть, это формализованная постановка, как правило, с отрисованными схемами в определенных нотациях, таких как UML, BPMN, написанная на языке специалистов IT-команды.
Если мы ограничиваемся классическим определением бизнес-аналитика, то это получение требований, их осмысление, дополнение и превращение в чёткий кодифицированный перечень задач для дальнейшей разработки.
Как бизнес-аналитик понимает, какого рода информацию ему нужно получить для корректного взаимодействия на следующем этапе?
Это не поддается техническому нормированию и измерению. Это то, что лежит на стыке, с одной стороны, знания предметной области, из которой пришел заказчик, и с другой стороны, знания технологических компетенций.
С одной стороны, разбираясь в предметной области как заказчик, а желательно лучше, чем заказчик, он задаст правильные вопросы и не упустит ничего важного из постановки. Он должен понимать общее видение продукта, его жизненный цикл, как клиент будет им пользоваться, что для клиента важно, чем можно пожертвовать и так далее. С другой стороны, это понимание возможностей технический решений: архитектура этих решений, понимание целевых компонентов IТ-системы, как дальше его рекомендации и требования будут раскладываться на компоненты, насколько это реализуемо и масштабируемо.
Бизнес-аналитик должен разобраться во всем подкапотном пространстве заказчика так, чтобы на понятном языке общаться с каждым техническим членом команды.
Какими человеческими и личностными качествами должен обладать бизнес-аналитик?
- В первую очередь, это проактивность. Бизнес-аналитик должен относиться к проекту, как к своему собственному стартапу. Он не ждет, когда придет клиент, он начинает его сам теребить.
- Это человек, который хорошо умеет управлять своим временем и приоритетами. Особенно это важно в тяжелых, больших проектах, требующих поэтапной разработки.
- Это человек с системным мышлением. Он понимает, как выглядит результат в целом, из каких компонентов он состоит и как компоненты связаны между собой.
- Для него характерна грамотная речь, которой он одинаково хорошо владеет устно и письменно. Важно все, что касается общения с людьми, - проведение интервью, сбор информации и умение это все правильно излагать. Структурно, грамотно, где-то развернуто, где-то сжато.
- Благодаря владению языком и речевыми практиками он сумеет вовремя успокоить клиента, вовремя подзадорить, правильно сформулировать и задать вопросы, а результаты этого интервью правильно оформить.
- Хорошо, если у него развит эмоциональный интеллект, он умеет слышать клиента и может легко с ним найти общий язык.
Этот человек очень клиентоориентированный, для него успех клиента - это его личный успех.
Если серьезно, то реальное качество, которое должно быть у бизнес-аналитика - это то, что в мотоциклетном спорте называется "железная задница", когда человек за сутки проезжает тысячу километров.
Ему придется очень много сидеть и делать рутинную работу, описывая функционал какого-то большого проекта, который может быть достаточно типовым. Важно не раз все перечитать, отрефлексировать, внести правки. Это долго, поэтому нужна усидчивость.
Перейдем к hard skills
C этим у бизнес-аналитика не такие жесткие требования, как у другой части команды. Да, безусловно, он должен обладать необходимыми навыками бизнес-анализа, то, что называется BABOK - Business Analysis Body of Knowledge. Он должен владеть нотациями описания процессов, то есть самые пресловутые UML, BPMN. Он должен на уровне middle разработчика владеть SQL, в случае аналитика в прикладной разработке – хотя бы на уровне junior разработчика владеть языками и фреймворками, которые использует команда. Очень полезно будет знание тест-стратегий и принципов организации тестирования – ручного и автоматизированного. Да и вообще, QA (Quality Assurance) область - традиционно близкая аналитикам вещь.
Ему необходимо на базовом уровне разбираться в архитектуре той предметной области, в которой он работает, например, в архитектуре систем хранения данных, либо в архитектуре прикладной разработки, либо в архитектуре моделей, датасетов и нейросетей, если он работает в data science. Ему нужно владеть прикладными методами анализа, потому что бизнес-аналитик будет участвовать в отчете кейсов, экономике проекта.
Обычно для оформления документации существуют типовые стандарты – и ГОСТ, и ISO, и отраслевые. Их тоже лучше выучить и знать области и особенности применения. Часто бизнес-аналитиков привлекают к этапу проработки интерфейса системы, следовательно, аналитику не помешает знание UI/UX принципов и стандартов/паттернов.
Дальше все зависит от того, в какой области он будет работать. Чем шире его стек, тем ему будет приятнее, комфортнее, надежнее, а также он будет более востребованным специалистом. Само собой, это не исчерпывающий перечень – нелишними будут знания в области проектного менеджмента, законодательства в области IT и работы с персональными данными, знание одного – двух скриптовых языков разработки и так далее и тому подобное.
В итоге, какими знаниями должен обладать бизнес-аналитик?
Важна в первую очередь классическая база - курсы, связанные с общей архитектурой систем, теория систем, теория ограничений - это, что даст общее понимание работы любой из систем.
Это должна быть базовая математическая подготовка, для того, чтобы понимать экономический результат информационного продукта, его прогнозные риски и сформировать дальнейшую постановку для математических команд.
Это профильные курсы для бизнес-аналитика, связанные с изучением типовых форматов документов, типовых артефактов, которые возникают в процессе документации; требований к этой документации, умения писать эту документацию хотя бы на уровне понимания того, что за чем следует и какая информация туда попадает. БФТ (бизнес и функциональные требования, они же BRD), ТЗ (техническое задание), спецификации, US (user story), карточки проектов - список достаточно большой.
Каким может быть развитие карьеры бизнес-аналитика?
Из хороших бизнес-аналитиков получаются самые хорошие руководители для коллектива. Бизнес-аналитики умеют работать с людьми, они обладают общим видением и продукта, и результата работы команды. Плюс административное управление, планирование, коммуникация с топами по защите бюджета, участие в комитетах – умение четко и убедительно донести до любого клиента информацию откроет ему любые двери.
Есть еще трек горизонтального развития с погружением в BI и работу с данными. Получается классический T-shape - специалист, который является экспертом как минимум в одной области, но при этом разбирается во многих других и может свободно поддерживать общение с другими специалистами на базовом уровне.
Если мы говорим про магистерскую программу «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте», с каким базовым образованием логично приходить в магистратуру по бизнес-анализу?
Вы знаете, я, может быть, неожиданную вещь скажу, но если не говорить про некий оптимум, а про допустимое попадание, то с любым. Бизнес-аналитики - это человеческий капитал, а не хардовые скиллы. У меня были примеры, когда бизнес-аналитики вырастали из филологов, финансистов, IT-специалистов.
Бизнес-аналитик - это тот человек, который замыкает на себе классическую парадигму "70-20-10": 70% - это работа, 20% - просмотр каких-то интересных, реальных кейсов и 10% - это теоретический входной минимум. Главное - это готовность и понимание того, что предстоит делать.