Такая разная лингвистика: в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ состоялась школа «Лингвист ХХI века»
В Нижегородском кампусе Высшей школы экономики состоялась Осенняя лингвистическая школа «Лингвист XXI века» для учеников 9-11 классов. Вместе с преподавателями и студентами-наставниками школьники изучили взаимосвязь лингвистики с другими областями знаний – компьютерными технологиями, медициной, экономикой и правом. Соорганизатором Осенней лингвистической школы выступил Региональный центр «Вега».
Возможности современной лингвистики безграничны: соединяя знания о языке с компьютерными науками, медициной, экономикой и правом, исследователи создают новые инструменты, методы и технологии для улучшения качества жизни человека.
«Современная лингвистика всё больше и больше расширяет границы своих интересов, проникает в иные сферы: эколингвистика, социолингвистика, биолингвистика, интернет-лингвистика, корпусная, компьютерная и даже гендерная лингвистика – лингвистика повсюду», – отметила в приветственном слове заместитель директора Регионального центра «Вега» Анастасия Леонова.
О том, как лингвисты работают вместе с нейрохирургами, какие современные технологии используют в работе, школьники узнали из мастер-класса профессора Натальи Гронской, научного руководителя Центра языка и мозга НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде.
Наталья Гронская, профессор, научный руководитель Центра языка и мозга НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде
Так, нейролингвисты исследуют связь языка и мозга с помощью современных экспериментальных методик. Лингвисты плотно работают с медиками, сопровождая так называемые «операции с пробуждением» на открытом мозге. Во время операции лингвисты предлагают пациенту специальные речевые тесты. Это взаимодействие помогает нейрохирургам более точно определить пораженные участки и отсечь их без повреждения речевых центров. В результате пациент после операции полностью сохраняет все свои речевые способности.
Взаимосвязь лингвистики и права раскрыли судебные эксперты Полина Белова и Полина Ивлева на мастер-классе «Судебная экспертиза и лингвистика: что исследует лингвист для суда и следствия». Специалисты показали, как проводится ассоциативный эксперимент, и рассказали о проведении лингвистической экспертизы товарных знаков.
Соединяя возможности лингвистики с компьютерными технологиями, мы получаем незаменимых цифровых помощников. Старший технический писатель, преподаватель департамента фундаментальной и прикладной лингвистики Полина Петрова рассказала, какие существуют инструменты анализа и обработки устной и письменной речи с использованием языка программирования Python.
«Вы можете изучать язык через реплики любимых персонажей фильмов, находить примеры в больших корпусах текстов и запоминать лексику, играя с ней на разных сайтах», - добавляет преподаватель иностранных языков, языковой коуч Валерия Девликамова.
Антон Сомин, научный сотрудник научно-учебной лаборатории лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик НИУ ВШЭ – Москва, выступил с увлекательной лекцией «Лети-лети, лепесток: стороны света в языках мира» о лингвистических и этнографических основах для обозначений сторон света.
Нейролингвистика, перевод и переводоведение, корпусная лингвистика, компьютерная лингвистика, судебная лингвистическая экспертиза, айтрекинг – все эти грани науки о языке школьники смогли увидеть и попробовать изучить на Осенней лингвистической школе «Лингвист XXI века».
«Очевидно, что современный лингвист должен обладать не только навыками чтения, письма и коммуникации на разных языках, но уметь применять компьютерные технологии в своей работе, владеть основами права и экономики», - о возможностях лингвистики как науки рассказала доцент департамента фундаментальной и прикладной лингвистики Анна Хоменко.
Анна Хоменко, доцент департамента фундаментальной и прикладной лингвистики
Лингвист сейчас - это не только и не столько переводчик или преподаватель иностранных языков или русского. В современном информационном обществе очень важными становятся различные лингвистические знания.
Например, обработка естественного языка для создания инструментов синтеза и распознавания речи (голосовых помощников), информационного поиска, предиктивного ввода текста, генерации текстов. Медицинская лингвистика (нейро- и психо-) существует для сохранения речевой способности человека с операбельной опухолью и реабилитации при аффазиях. Судебная лингвистика помогает диагностировать преступления, совершенные с помощью передачи текстовой информации (клевета, угроза, доведение до самоубийства) в сети. Медийная лингвистика исследует и способствует созданию качественного контента в интернете.
Алиса Мытарева, начальник отдела развития образования НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
В лингвистику важно погрузиться уже на этапе обучения в школе, поскольку школьная программа не даёт полного представления о науке. Можно не быть лингвистом, но знание лингвистики может пригодиться в будущей профессии, и более того, помочь стать уникальным специалистом.
«Мы увидели, как лингвистика связана с другими областями науки, насколько она богата и многообразна, рассмотрели компьютерную лингвистику как науку, объединяющую математику, программирование, экспериментальные исследования и специализированные знания о языке», - участники Осенней лингвистической школе «Лингвист XXI века» поделились со службой портала своими впечатлениями по итогам пройденных лекций, квестов и мастер-классов.
Владлена Крук, участница Осенней лингвистической школы
У меня до Осенней школы было понимание, кто такой лингвист. Я убедилась, что это действительно мое, и мне бы хотелось погрузиться в эту науку. И мне комфортно понимать, что я не гуманитарий, но при этом и не чистый математик, занимающийся графиками или геометрией. Лингвистика - это что-то очень красивое, а преподаватели вдохновляют заниматься её изучением.
Надежда Фильцова, участница Осенней лингвистической школы
Я очень рада была оказаться на лекции Антона Александровича Сомина. Не раз уже была на его лекциях в Москве и образовательном центре «Сириус». Я знакома с ним как с лингвистом и преподавателем, поэтому здорово, что он приехал сюда, в Нижний Новгород.
Екатерина Морозова, участница Осенней лингвистической школы
Я познакомилась с интересными людьми, оба дня мы работали в приятной, дружеской атмосфере. Я поняла, что лингвисты очень разносторонние люди, они изучают не только языки, но и другие области.
На факультете гуманитарных наук есть программа «Фундаментальная и прикладная лингвистика», которая открывает студентам и выпускникам широкие профессиональные возможности. Выпускники программы становятся техническими писателями, разработчиками лингвистических ресурсов, лингвистами-экспертами, инженерами локализации, программистами, преподавателями иностранных языков, преподавателями русского как иностранного и т.д.
«Мы учим наших студентов создавать тексты вручную и автоматическими методами, проводить их экспертизу на предмет признаков разных деликтов, синтезировать звучащую речь, создавать и проводить лингвистические тесты для нужд нейрохирургии и психиатрии, а также, конечно, владеть несколькими иностранными языками - английским, немецким, французским, чешским и пр. Такие специалисты особенно востребованы в сферах современных it-разработок, бизнеса, аналитики и образования», - отметила Анна Хоменко.
Гронская Наталья Эдуардовна
Центр языка и мозга: Научный руководитель
Мытарева Алиса Владимировна
Отдел развития образования (Нижний Новгород): начальник отдела
Сомин Антон Александрович
Научно-учебная лаборатория лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик: Научный сотрудник
Хоменко Анна Юрьевна
Департамент фундаментальной и прикладной лингвистики: Доцент