«Современный специалист должен отличаться широким кругозором и готовностью изучать новое»
Для школьников 9 – 11 классов в нижегородской Вышке прошел междисциплинарный хакатон «IT и лингвистика — служба реконструкции истории в открытках», во время которого участники решали нетривиальные задачи на пересечении современной лингвистики и программирования.
Организаторами хакатона выступили факультет гуманитарных наук и факультет информатики, математики и компьютерных наук НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.
«Это междисциплинарный хакатон, – подчеркнула академический руководитель программы бакалавриата «Фундаментальная и прикладная лингвистика» Маргарита Климова. – Нашей целью было продемонстрировать, что у лингвистики и IT гораздо больше общего, чем кажется, и существует много задач, которые они решают совместно».
Участникам хакатона предлагалось объединиться в команды и выбрать одну из трех междисциплинарных задач на стыке прикладной лингвистики и IT-технологий:
- составить и визуализировать портрет эпохи по ключевым словам из почтовых открыток разных исторических периодов;
- сделать современный перевод открыток прошлого;
- совершить перевод открыток из прошлого на иностранный язык.
В качестве общего для всех заданий была выбрана почтовая открытка как мультимодальный объект, который дает достаточно много возможностей для исследования. Данные для работы были предоставлены одним из партнеров хакатона - проектом "Пишу тебе".
Тимур Хусяинов, заместитель декана факультета гуманитарных наук, куратор отдела добычи проекта «Пишу тебе»
Казалось бы, что может быть интересного в почтовой открытке? На самом деле этот маленький кусочек картона (и не только картона) содержит огромный пласт самой разной информации полезной для различных научных областей: лингвистики, истории, культурологии, социологии. В рамках работы над корпусом почтовых открыток "Пишу тебе" извлекается вся возможная информация, и эти "сырые" данные и были предложены ребятам для их проектов.
«Мы осознанно выбрали формат мероприятия – командный хакатон, – рассказал академический руководитель программы бакалавриата «Компьютерные науки и технологии» Борис Улитин. – Чтобы погрузить школьников в атмосферу мультидисциплинарности и дать возможность на практике убедиться в том, что ключевым фактором получения по-настоящему инновационного решения является эффективное командное взаимодействие всех участников».
Задания хакатона являются примерами прикладных задач, с которыми студенты программ «Фундаментальная и прикладная лингвистика» и «Компьютерные науки и технологии» работают во время обучения, и составлены таким образом, чтобы задействовать основные компоненты, представленные на программах: различные информационные системы и технологии, компьютерная лингвистика, корпусная лингвистика, история языка, современный русский язык и автоматизированный перевод. Решение таких заданий предполагает творческий подход и допускает возможность достаточно широкой трактовки, что и было продемонстрировано каждой из команд в ходе защиты проектов.
Маргарита Климова
Нам было важно, чтобы школьники показали не только сам результат, но и тот путь, которым они прошли, какими инструментами научились пользоваться в ходе выполнения задания. Например, ребята познакомились с автоматической обработкой текста, с некоторыми новыми справочниками и словарями. Хакатон как формат настроен на обучение в процессе решения задачи. Такой способ обучения с помощью практики зарекомендовал себя как очень эффективный подход, поскольку на материале конкретных заданий человек лучше понимает, как устроена современная наука, в частности лингвистика, которая максимально сопряжена с практикой.
Помимо основной программы, участники хакатона приняли участие в квесте, организованном совместно с киберспортивным клубом НИУ ВШЭ, а также расширили свое представление о специальностях «Компьютерные науки и технологии» и «Фундаментальная и прикладная лингвистика».
«Важно отметить, что каждая из команд смогла достичь результата и продемонстрировать решение выбранной задачи в ходе защиты проектов. – подчеркнул Борис Улитин. – Для жюри было невероятно сложно определить победителей, ведь каждое решение обладало уникальностью и определенной самобытностью!»
В итоге I место заняла команда «Тяжело» в составе Марии Александровой, Артёма Смирнова и Дениса Белоусова, ментор – Матвей Филиппов; II место – моно-команда «Мир.Труд.Март» в лице Елизаветы Федоровой (она же получила специальный приз жюри за самое трогательное и душевное представление проекта), менторы – Ева Патракова и Маша Гаранина; III место – команда «Козинак» в составе Максима Шапошникова, Егора Яхонтова, Елизаветы Потаповой, Дмитрия Валекаева и Яны Захарченко, ментор – Иван Семенов.
Мария Александрова (11 класс, г. Москва), капитан команды-победителя «Тяжело…»:
Первые трудности возникли с пониманием задачи – немного запутались в формулировках, но потом, после того, как мы с помощью студентов-наставников правильно поставили цель, особых проблем уже не было. Проект мы делали все вместе – Артем занимался технической частью (кодил), Денис собирал данные для работы, а на мне была общая координация и презентация результата.
Все команды получили памятные подарки с атрибутикой Высшей школы экономики, а команды победителей и призеров также сертификаты Яндекс.Афиши.
Анна Хоменко, соавтор заданий хакатона, доцент департамента фундаментальной и прикладной лингвистики
Наше мероприятие объединило ребят и создало не только междисциплинарные, но и другие виды связей – горизонтальные и вертикальные. Школьники познакомились со студентами, некоторые из которых еще вчера учились в школе, а кто-то уже несколько лет трудоустроен по специальностям, и этот опыт, на мой взгляд, дорогого стоит. Студенты-менторы тоже не остались без специфического опыта: они попробовали себя в роли наставников, в роли людей, которые не только организуют работу, но и обучают ремеслу. Такие виды взаимодействия очень продуктивны, тренируют креативность мышления и его критический склад.
Маргарита Климова
Современный специалист должен отличаться широким кругозором и готовностью изучать новое. Он должен обладать научной смелостью, не бояться новых задач, чувствовать в себе уверенность и хорошо ориентироваться в области знаний — и эти фундаментальные знания применять для решения прикладных задач.
Климова Маргарита Андреевна
Департамент фундаментальной и прикладной лингвистики: Доцент
Улитин Борис Игоревич
Кафедра информационных систем и технологий (Нижний Новгород): доцент
Хоменко Анна Юрьевна
Департамент фундаментальной и прикладной лингвистики: Доцент
Хусяинов Тимур Маратович
Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород): Заместитель декана