• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Война и мир»: опыт погружения

В весенние каникулы образовательная программа «Филология» провела двухдневную школу для старшеклассников, которая позволила им почувствовать себя внутри «Войны и мира», даже в том случае, если роман еще не прочитан до конца.

«Война и мир»: опыт погружения

© Пресс-служба НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

Редкий старшеклассник не жалуется сегодня на сложность постижения "Войны и мира". Бесконечные сноски с переводом с французского. Большой объем. Историософские размышления. Между тем, «Война и мир» — это целый мир, который можно обжить так же, как мы обживаем вселенные «Гарри Поттера», «Властелина колец» или «Хроники Нарнии». Во время Весенней школы преподаватели факультета гуманитарных наук нижегородской Вышки помогли ребятам примерить на себя этот мир, созданный Львом Толстым больше 150 лет назад.

В ходе Весенней школы состоялось три лекции, мастер-класс, семинар и «Своя игра». Первая лекция, прочитанная академическим руководителем программы «Филология» Марией Гельфонд, была посвящена тому, как работают в «Войне и мире» структурные модели волшебной сказки, где в роли Иванушки-дурачка или Гарри Поттера оказывается Пьер Безухов, и как в «Войне и мире» отражается баллада В. А. Жуковского «Светлана» – гадание и петух, сугробы и кони, мертвый жених и счастье, несмотря ни на что.

Вторую лекцию прочитала декан факультета гуманитарных наук профессор Марина Цветкова. Ее темой стали многочисленные экранизации «Войны и мира», которые были рассмотрены в свете теории межкультурной коммуникации. Особенностью лекции стало «медленное чтение» и обсуждение кинематографических эпизодов.

Третья лекция – руководителя департамента литературы и межкультурной коммуникации профессора Леонида Большухина была посвящена восприятию «Войны и мира» в прижизненной критике, которое очень сильно отличалось от сегодняшнего – и «школьного», и научного, и читательского.

Именно к читательскому восприятию были обращены мастер-класс и семинар. В первый день состоялось игровое занятие. Каждому входящему в аудиторию надо было ответить на один вопрос. Синее платье или голубой шарф? Знамя полка или бисквит от государя? Игра в куклы или уроки геометрии? В зависимости от ответа участник присоединялся к одной из групп – Ростовых, Болконских или Курагиных. Каждой из них под руководством студентов-кураторов – Веры Сафоновой, Елены Шаймуратовой и Дарьи Комягиной – предстояло освоить непростое искусство входа в салон (не так-то просто правильно снять шляпу или сделать реверанс), научиться танцевать мазурку, вальс или русскую плясовую.

И, разумеется, никто не остался без французского языка – заместитель декана факультета гуманитарных наук Константин Банников научил участников нескольким совершенно необходимым в обществе французским фразам, азам чтения по-французски и понимания на слух. Закончился этот мастер-класс съемкой трех роликов о том, как на Россию напал Наполеон и как по-разному отреагировали на это все три семьи.

Семинар, проведенный старшим преподавателем департамента литературы и межкультурной коммуникации Оксаной Замятиной и студентами второго и третьего курсов, позволил участникам школы увидеть «Войну и мир» глазами литературоведов «формальной школы». Именно они в свое время перевернули все представления о том, чем должно заниматься литературоведение.

Завершилась школа чемпионатом по «Что? Где? Когда?», который подготовила и провела студентка первого курса Наталья Ильина.

Катя Базылевич, 10 класс, гимназия №53

Катя Базылевич, 10 класс, гимназия №53

Весенняя филологическая школа позволила мне посмотреть на роман «Война и мир» с разных сторон. Очень понравился сам формат организации, который даёт возможность почувствовать себя студентом Вышки.

Все лекции были информативные и насыщенные, подача материала у каждого преподавателя уникальная, поэтому заскучать было невозможно! Участники – увлеченные и доброжелательные ребята, и я была рада быть частью этого филологического сообщества!

Миша Хайсман, 10 класс, школа «Ступени образования»

Миша Хайсман, 10 класс, школа «Ступени образования»

Мне очень понравилась атмосфера этого курса, ребята, готовые влиться в процесс, преподаватели, рассказывающие сложный материал простым и доступным языком. В результате, я прояснил для себя много вопросов, короче, есть что вспомнить и о чем подумать.

Саша Дудкина, 10 класс, гимназия №53

Саша Дудкина, 10 класс, гимназия №53

Мне кажется, что за эти два дня Весенней школы многие поняли, что на "Войну и мир" нужно смотреть проще, не как на величайшее произведение всех времён, о котором родители обычно говорят: "Мы мучились и читали, и наши дети будут". Я могу судить по своим ощущениям, что после курса многим захотелось начать читать, дочитать или перечитать роман и отметить какие-то свои наблюдения. Находясь среди всех этих заинтересованных людей, я чувствовала себя настоящим студентом Вышки.