«Объемы данных растут, поэтому компаниям выгоднее иметь такого специалиста у себя в штате»
В сфере цифровой экономики практически все компании обладают большим объемом данных, которые необходимо анализировать. Выстраивать процессы на основе анализа данных помогает бизнес-аналитик – специалист с широким функционалом и уникальным набором компетенций. С каким бэкграундом приходят в бизнес-аналитику и как выбрать свой карьерный трек, рассказала академический руководитель магистерской программы «Бизнес-аналитка в экономике и менеджменте» Людмила Леонова.
Людмила Аркадьевна, с какими данными работает бизнес-аналитик?
Данные, на самом деле, очень разные. К примеру, данные по запуску новых продуктов. Если компания планирует запускать приложение или продукт, на основе статистических и опросных данных можно спрогнозировать, какие инвестиции будут более выгодны, и стоит ли вообще это делать. Могут быть другие ответвления: это данные, например, финансовой или управленческой отчетности, чтобы бизнес-аналитик мог понять процессы в организации, помочь их оптимизировать. Если стоит задача по переформированию портфеля компании и выбору направления развития, то необходимо проанализировать конкурентов, рыночную среду, отраслевую структуру – все это тоже может сделать бизнес-аналитик.
В каких сферах компетенции бизнес-аналитика особенно необходимы?
Мне кажется, сейчас как раз наступает то время, когда бизнес-аналитики будут нужны практически всем. Если раньше подобного рода задачи компании отдавали на аутсорсинг, например, в консалтинговое агентство, то сейчас, объемы данных растут, и поэтому компаниям выгоднее иметь и развивать такого специалиста у себя в штате. К тому же это специалисты, которые сталкиваются с достаточно закрытыми данными, например, по финансовой отчетности, выстраиванию процессов, разработок или планов компании. В очень разных отраслях сейчас бизнес-аналитики востребованы, и все больше компаний берут себе таких специалистов.
Какого рода задачи стоят перед бизнес-аналитиком?
В этом учебном году партнеры проводили для наших студентов мастер-классы, и мы поняли, что в разных отраслях бизнес-аналитика устроена по-разному. Это достаточно широкое понятие, и в нем нет фиксированного стандарта. Например, в телекоммуникационных или высокотехнологичных отраслях зачастую бизнес-аналитик достаточно глубоко уходит в программирование для обработки данных. В компаниях консалтингового направления, в которых тоже достаточно распространены бизнес-аналитики, могут быть бизнес-аналитики, которые не программируют, но нацелены на работу с процессами и на принятие управленческих менеджерских решений по выстраиванию этих процессов.
На программе «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте» мы как раз стараемся предоставить студенту выбор, чтобы он мог подобрать сферу по интересам, к чему он более предрасположен.
Какие аналитические компетенции важны для специалистов экономического профиля, а какие для менеджериального?
Когда мы изучали рынок перед запуском программы в прошлом году, в общении с партнерами мы выявили компетенции, которые они хотели бы видеть у бизнес-аналитика.
Все говорят о двух больших блоках: это компетенции в области экономики, а именно: знание управленческого учета, чтобы понимать, как выстраивается управление и отчетность компании, плюс большой объем экономического анализа данных. Сейчас в области экономики невозможно без анализа данных, и с точки зрения распределения ресурсов, обработки экономических данных — это большой блок компетенций, который необходим бизнес-аналитику.
Но в то же время бизнес-аналитик - это такое связующее звено между разработчиками, клиентами и менеджментом высшего звена, поэтому бизнес-аналитики должны обязательно обладать многими развитыми soft skills. И в том числе они сами на определенном уровне должны принимать управленческие решения, принимать, куда идти компании, разрабатывать проекты, приложения и так далее. И здесь, безусловно, без менеджериальных компетенций тоже не обойтись.
Какого рода это компетенции?
Это компетенции по управлению процессами и управлению проектами. Проектное управление сейчас преобладает, особенно при запуске новых продуктов.
И, безусловно, это лидерские качества, потому что бизнес-аналитик — человек, который ведет за собой команду, координирует работу, и он должен уметь управлять и работать с разными людьми.
Каким может быть образовательный и, следовательно, карьерный путь для бизнес-аналитика?
Есть некий базовый набор компетенций, который необходим бизнес-аналитику (например, Python, SQL и понимание бизнес-процессов), но во многих компаниях есть и свои специфические требования и подходы.
Мы стараемся в рамках нашей программы максимально привлекать к практике, чтобы студенты сразу поняли, на что обратить внимание. На мастер-классах мы предлагаем студентам посмотреть на требования и специфику компаний, чтобы они могли выбрать интересующее направление.
Кому-то хочется развиваться в программировании и Data Science. Другим, наоборот, ближе курсы по развитию компетенций гуманитарного направления.
А где можно получить практический опыт на старте?
У нас в рамках программы уже на первом курсе реализуются проекты по заказу реальных компаний. Так студенты уже могут, во-первых, попробовать применить те знания, которые они получили, а во-вторых, понять, каких компетенций им не хватает, чтобы набрать на втором курсе. Также в рамках мастер-классов компании часто предлагают студентам стажировки, которые можно пройти без отрыва от учебы (даже в дистанционном формате), чтобы студенты уже во время учебы набрали себе практический опыт. И у нас есть курсы, которые читают практики, разработанные компаниями для адаптации новых сотрудников, и это тоже уникальный опыт, который получают наши студенты. Фактически в рамках этих курсов их интегрируют в рабочую среду.
С каким бэкграундом приходят к вам в магистратуру абитуриенты, с каким базовым образованием?
В первый год набора мы поняли, что достаточно разные студенты хотят изучать бизнес-аналитику, и мы рады этому. И как показывает первый, уже почти завершившийся год, все успешно это могут делать при наличии желания и определенных усилий. У нас обучаются студенты с базовым образованием в области экономики, менеджмента, бизнес-информатики, прикладной математики и информатики.
В этом году в рамках раннего приглашения мы получили заявки от абитуриентов с лингвистическим образованием. Они изучили несколько базовых профильных онлайн-курсов для бизнес-аналитика и поняли, что хотят в этом развиваться.
Нам кажется это достаточно интересным опытом. Из-за того, что программа достаточно междисциплинарная, мы стараемся таким образом построить учебный план, чтобы каждый нашел, чем ему интересно заниматься, и выбрать курсы с разными уровнями сложности и погружения.
Хорошо, что вы назвали междисциплинарность. Как благодаря этому гибкому учебному плану правильно выстроить набор курсов для своего становления в профессии?
По новому стандарту в магистратуре у студента существует достаточно большой выбор. Чтобы не запутаться в этом выборе, у нас есть семинар наставника, который я веду как академический руководитель. На этом семинаре мы со студентами в индивидуальном порядке обсуждаем, каких индивидуальных образовательных результатов они хотят достичь. С учетом их бэкграунда мы выстраиваем, какие курсы им нужно взять: у студентов есть выбор курсов по выбору в рамках самой программы, есть обширый блок курсов МагоЛего.
Мы с каждым студентом прорабатываем такую стратегию, чтобы, с одной стороны, он мог ее освоить и осилить, а с другой стороны, он набрал именно те компетенции, которые помогут занять ту нишу на рынке труда, которую он хотел бы видеть для себя после окончания магистратуры.
Какие личностные человеческие качества необходимы специалисту такого профиля?
На мой взгляд, бизнес-аналитик должен хотеть узнавать что-то новое, потому что в этой профессии нет четкого набора функционала, который ему придется делать изо дня в день.
Для бизнес-аналитика очень важно желание работать с новыми данными, готовность их искать, обрабатывать, а также способность к коммуникации, потому что все-таки бизнес-аналитик – человек команды, который должен обязательно выстраивать коммуникацию с разными сотрудниками компании и заказчиками.
Леонова Людмила Аркадьевна
Кафедра математической экономики (Нижний Новгород): доцент