• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Опыт наставничества стал для меня вдохновляющим»

Образовательная траектория Евгения Бигаева выглядит вполне классической: увлекшись юриспруденцией еще в школе, Евгений закончил бакалавриат «Юриспруденция» и поступил в магистратуру «Правовое обеспечение и защита бизнеса». Что заряжает сейчас, перед выпускным курсом магистратуры, и какие роли можно успеть попробовать во время обучения, Евгений рассказал службе портала.

«Опыт наставничества стал для меня вдохновляющим»

© из личного архива Евгения Бигаева

Стать юристом я хотел с детства – любимым предметом в школе у меня было обществознание, а в 7 классе я уже всерьез заинтересовался юриспруденцией. Я даже учился в профильной подгруппе, где нам преподавали право, а в 8 – 9 классах регулярно посещал вышкинский клуб «Нескучное право». После 10 класса я поехал в лагерь iВышка, и это окончательно определило мой выбор вуза – именно там у меня появилось много новых друзей, которые собирались поступать в нижегородский кампус Высшей школы экономики, к тому же я расспрашивал вожатых из числа студентов Вышки.

– И что же вы у них спрашивали?

Меня интересовала атмосфера, преподаватели, возможности для дополнительного обучения вне специальности – все это практически эксклюзивно предоставлялось именно Высшей школой экономики. Вообще, лагерь iВышка стал тогда очень ценным для меня опытом, и здорово, что в Высшей школе экономики и сейчас существуют проекты для школьников, в которых наставниками выступают преподаватели и студенты нашего университета.

© Пресс-служба НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

Например, в прошлом году я был наставником во время специальной смены в детском оздоровительном центре «Лазурный» по направлению «Проектная деятельность». Вместе с коллегами - Анастасией Матукиной, преподавателем факультета информатики, математики и компьютерных наук, и Юрой Зориным, студентом программы «Математика», мы провели интенсив по основам проектной работы. Мы помогли нашим подопечным пройти все этапы разработки проекта по методологии дизайн-мышления, от этапа генерации идей к питчингу. Тот опыт наставничества стал для меня очень вдохновляющим – когда к тебе подходят дети и говорят «давайте продолжать работать», это серьезно мотивирует.

– Что мотивировало вас поступить в магистратуру?

Магистратура стала логичным продолжением после бакалаврской программы «Юриспруденция».

Как и после школы, я совершенно не сомневался, что буду учиться именно в Вышке. Заявления я подавал в разные кампусы, но остановился все-таки на образовательной программе нижегородского кампуса «Правовое обеспечение и защита бизнеса». Во-первых, не испытывал большого желания уезжать из родного города, а во-вторых, именно эта программа мне показалась универсальной.

Дело в том, что мне с первого курса импонировало конституционное и, вообще, публичное право. Я успешно написал диплом по административному праву, курсовую по публичному праву в этом году и участвовал в конференциях с докладами по этим темам. Однако, я отдаю себе отчёт в том, что у специалиста в сфере гражданского права сейчас гораздо больше возможностей по трудоустройству.

– Какие у вас впечатления после первого курса магистратуры?

Программа «Правовое обеспечение и защита бизнеса» мне подошла максимально, в силу гармоничного сочетания цивилистических дисциплин с публично-правовыми.

По окончании первого года обучения могу сказать, что программа вполне совпала с моими ожиданиями – с одной стороны, мы продолжаем изучать фундаментальную правовую базу, а с другой стороны – узконаправленные дисциплины, такие, как, например, корпоративное право и договорное право.

Преподаватели почти все новые, но были приятно встретить и знакомых – Зухра Насимовна Зарипова вела у нас трудовое право в бакалавриате, и было интересно в магистратуре углубиться в более тонкие вопросы, проблемы и кейсы в области трудового права.

– Что насчет исследовательской деятельности?

Да, магистратура нацеливает нас на исследовательскую деятельность, и в расписании был целый курс, посвященный написанию научных работ. Его вела Ирина Вячеславовна Михеева, заведующий кафедрой конституционного и административного права и мой научный руководитель. Для своей курсовой я выбрал довольно злободневную тему – «Публично-правовое регулирование киберпространства». В последние годы складывается такая ситуация, когда в условиях развития кибертехнологий Россия обращается к китайской практике регулирования киберпространства взамен адаптации западного опыта.

© Пресс-служба НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

В России на данном этапе есть предпосылки для законодательной регламентации фильтрации интернет-трафика, подобно тому, как это организовано в Китае. На мой взгляд, сейчас на государственном уровне необходимо создавать стратегию защиты киберпространства, и эту проблему я отразил в своей исследовательской работе. Также по теме своей курсовой я выступил с докладом на традиционной конференции в Вышке и занял призовое место.

Вообще, исследования – это очень захватывающе. Самостоятельно на них решиться довольно сложно, и в том числе из-за них имеет смысл идти в магистратуру. Это такой волшебный стимул, когда какая-то тема кажется перспективной и интересной, но без веского повода ни за что не начнешь ее разрабатывать.

Например, у нас в магистратуре был предмет «Внешнеэкономическая деятельность», где мы рассматривали разные правовые аспекты ВЭД, в том числе действие договоров с теми или иными странами в условиях санкций. Мне было ужасно интересно, как же это происходит в Китае – торговой империи, поэтому задание написать эссе на свободную тему в рамках ВЭД стало для меня настоящим подарком.

– И какую тему вы выбрали для эссе?

Тема «Перспективы развития ЕАЭС и его место в новом миропорядке». В рамках этой работы у меня не было задачи углубляться в правовой аспект, я рассуждал, какие в целом есть перспективы у Евразийского экономического союза на фоне развития Китаем проекта «Новый шелковый путь». Проект фактически предполагает прокладывание сухопутного торгового пути в обход России.

На сегодняшний день Китай серьезно вкладывается в экономику стран Центральной Азии, в частности в Казахстан и Киргизию, – займами, инвестициями в производство. На фоне этой деятельности видится закономерным вопрос: есть ли вообще перспективы у Евразийского экономического союза. Очень любопытно было во всем этом разбираться.

– Вы много раз повторили «увлекательно», «любопытно» - похоже, вы занимаетесь только тем, что вам интересно?

Могу сказать, что в Вышке мне интересно все: изучать то, что предлагает программа, пробовать себя в преподавании и развивать опыт наставничества, погружаться в исследования и заниматься научной деятельностью. Учеба для меня – это время для экспериментов и творческого поиска.