• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мое увлечение филологией не было предопределенным»

Кирилл Кочетов - выпускник образовательной программы «Филология», призер Всероссийской олимпиады студентов «Я – профессионал», обладатель высшего балла за ВКР на курсе. Кирилл рассказал службе портала о трудностях, преследующих филолога, и о том, как внеучебная деятельность может стать вторым образованием.

«Мое увлечение филологией не было предопределенным»

© из личного архива Кирилла Кочетова

Мое увлечение литературой, а позже филологией не было предопределенным. В начальной и средней школе гораздо больше внимания я уделял математике, биологии, физике, но никак не литературе. Где-то в 8 классе интересы резко поменялись, и главным хобби стало чтение. Именно по этой причине позднее, в старшей школе, я выбрал филологический класс. 

Когда пришло время определяться с дальнейшим образованием, мой разброс интересов был настолько широким, что я сдавал ЕГЭ по 6 предметам, а среди гуманитарных направлений наиболее близкими казались межкультурная коммуникация и история. Однако в итоге я сделал свой выбор в пользу «Филологии» в нижегородской Вышке – не случайный, вполне осознанный, но не очевидный.

– Что особенного в программе «Филология» нижегородской Вышки по сравнению с аналогичными программами для будущих филологов в других вузах?

Важное отличие филологии в нижегородской Вышке - универсальность, которая полностью отвечает моим запросам. Нам не приходится выбирать только русскую или только зарубежную литературу, ограничиваться литературоведением и отказываться от иностранных языков и иных дисциплин. Здесь мы одновременно изучаем и литературу, и три языка (в моем случае – английский, немецкий и итальянский), и культуру, и семиотику кино, и методики преподавания, и художественный перевод. С одной стороны, подобное разнообразие требует гораздо больших усилий и может помешать углубленному изучению отдельного предмета.  Но все же такой подход позволяет шире смотреть на науку, на мир, не ограничиваться одной сферой и формировать собственный круг интересов.

© Пресс-служба НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

Такой спектр дисциплин очень удачно совпал с моим желанием попробовать себя в самых разных направлениях и только потом выбрать наиболее близкие. При поступлении казалось, что мои интересы и потенциальные научные работы будут связаны с компаративистикой, зарубежной литературой, а лучше – сразу с Шекспиром. В самом начале я думал, что настоящая филология начинается с него или с Пушкина. На втором же курсе возникло желание заниматься средневековой литературой, которое я отчасти реализовал в теме курсовой и в выбранном майноре «Публичная история». 

Но в итоге большинство моих работ и выпускная квалификационная работа были связаны с прозой и поэзией Серебряного века, но прочие, спонтанно возникающие интересы не исчезали из поля зрения: я имел возможность изучать их на соответствующих курсах компаративистики, зарубежной литературы, истории культуры, и т.д.

– Ваша ВКР получила одну из двух 10 на курсе. О чем она?

В своей ВКР я изучал мортальные мотивы в поэзии Михаила Кузмина, одного из знаковых авторов начала XX века. И сам поэт, и метод все ещё слабо представлены, несмотря на огромный интерес к Серебряному веку как в литературоведении, так и в массовой культуре. При этом мне кажется, что на данном этапе необходимо уделить внимание как раз малоизученным или забытым представителям эпохи, чтобы лучше понимать контекст и литературное наследие начала XX века.

Сама тема оказалась одновременно перспективной и сложной, ведь за 1910–20-е Кузминым было написано 10 поэтических сборников, в которых более сотни стихотворений так или иначе связаны с мортальной тематикой. И каждому из них можно посвятить по нескольку работ. Поэтому для того, чтобы изучить все имеющиеся статьи, монографии, источники и написать ВКР, потребовалось довольно много времени. Однако, именно полноценное и глубокое погружение в процесс работы над дипломом повлияло на мое желание продолжать заниматься филологией, изучать новые темы, участвовать в конференциях и проектах.

© Пресс-служба НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

За последний год я принял участие в нескольких конференциях нижегородских и московских вузов. По итогам некоторых из них готовятся публикации. Этот опыт позволил не только лучше подготовиться к защите, но и узнать, что такое настоящая филология, будет ли она интересна мне за рамками лекций и семинаров. 

Кроме того, в бакалавриате мне удалось поработать с дневниками, архивами, документами как для их публикации в центре «Прожито», так и для использования в собственных работах. Исследования подобного рода я планирую продолжать и в будущем. Работа с первоисточниками, рукописями, архивами невероятно важна для литературоведения, именно она помогает привнести в науку ранее неизвестные тексты, документы, факты или связи. Иногда они существенно влияют на все, что было сказано об авторе или книге ранее. 

– Звучит как серьезная нагрузка. Сложно было учиться?

Для меня учиться трудно в том случае, если предмет или отдельная тема оказываются непонятными. И дело не в объективной сложности, а скорее в собственном непонимании, которое нужно преодолеть. Например, на первом курсе чем-то запредельным казалось изучение латыни, старославянского, философии. Но стоит немного подождать или иначе подойти к теме, и в какой-то момент возникает ее понимание, появляется некий алгоритм или недостающая идея, делающая все яснее и интереснее. 

Вторая трудность, преследующая каждого филолога, – объяснить, чем же мы занимаемся и кем станем. Как мне кажется, филология – это возможность превратить чтение из хобби в профессию, а затем научить остальных читать и понимать тексты. Причем, научить на всех этапах: от преподавания в школе и университете до составления и комментирования книг, их анализа в соцсетях или на порталах вроде «Полки» и «Арзамаса». Даже написание собственных текстов и любая другая деятельность не обходятся без литературного и культурного опыта, который приобретается именно здесь. К тому же, я понял, что хотел бы заниматься филологией всерьез, поэтому поступил в магистратуру.

– Что помогло Вам поступить в магистратуру?

Я всегда знал, что мне нравится сам процесс обучения, организовать который довольно трудно самостоятельно.

Но одного решения для поступления в магистратуру недостаточно, поэтому весь год я нарабатывал портфолио и погружался в академическую деятельность: постоянно работал над дипломом, участвовал в олимпиадах и конференциях. В отличие от поступления в бакалавриат теперь успех зависел не от результатов ЕГЭ, а от портфолио и личных стремлений. 

Главное, что можно посоветовать поступающим в магистратуру, – попробовать себя в олимпиадах вроде «Высшей лиги» и «Я – профессионал» или в конкурсе «Раннее приглашение», чтобы определить свои шансы уже весной. Может показаться, что такой путь сложнее участия в основной волне, но он точно дает больше гарантий.

В середине мая я подал заявление на участие в «Раннем приглашении», хотя его сроки совпадали с решающими днями завершения и отправки ВКР, из-за чего возникали сомнения. На деле участие в конкурсе не потребовало много сил и времени: в дополнение к собранному портфолио нужно было написать мотивационное письмо, а затем подготовиться к собеседованию. Даже несмотря на то, что в один день пришлось загружать ВКР и проходить собеседование, я набрал необходимо количество баллов и поступил в магистратуру еще до защиты диплома.

– Чем Вы занимались эти четыре года помимо учебы? Или Ваша учеба и есть хобби?

В общем, да. Филология – это мое увлечение. Последние три года все мое свободное время занимала внеучебная деятельность, которая по сути была вторым после филологии хобби. Я состоял в «НоВШЭстях» и «HSE LIVE», на третьем курсе являлся главой отдела и заместителем главы клуба в каждом из них. За это время я получил невероятно много знаний и опыта и, кажется, побывал во всех фотостудиях и местах Нижнего: от клубов и концертных залов до заброшенных фабрик и стадионов, – везде нужно было снимать непохожие друг на друга мероприятия, интервью, визитки участников.

Все это время внеучебка не мешала, а наоборот – способствовала учебе благодаря возможности отвлечься, изучить и создать что-то новое. При желании и собственной вовлеченности внеучебная деятельность может стать вторым образованием.