«Олимпиадное мышление – это супер-способность»
В осенние каникулы в нижегородском кампусе Высшей школы экономики состоялся олимпиадный интенсив по литературе. Старшеклассники Нижнего Новгорода и области прокачали навыки решения олимпиадных филологических заданий, сравнили стихи настоящего автора и сгенерированные нейросетью, попробовали собственноручно написать шуточные «стишки-порошки» и «депрессяшки».
В этом году традиционный осенний олимпиадный интенсив по литературе проводили студенты образовательной программы «Филология» Алексей Баринов и Наталья Ильина. Ребята имеют богатый опыт участия в гуманитарных олимпиадах – Алексей был призером городской олимпиады по литературе, а Наталья – победителем олимпиады "Высшая проба" по журналистике.
Интенсив проходил в течение двух дней. Первый был посвящён подходам к анализу поэтического текста и методологиям – участники познакомились с теориями таких корифеев отечественного литературоведения, как Юрий Лотман, Александр Жолковский, Михаил Гаспаров, узнали о существовании разных подходов к анализу поэтического текста и о том, что для анализа могут стать подсказкой такие очевидные, казалось бы, вещи, как эпиграф, заголовок или дата написания.
«Мы постарались передать свой собственный опыт и показать, что литература - это огромное поле для исследований, – рассказала Наталья Ильина. – Олимпиадная литература - это особая область, где требуется не только знание огромного количества текстов, но и креативное мышление, умение работать с ассоциациями и культурными явлениями. Во время интенсива мы поделились со старшеклассниками как общими методиками и подходами к анализу поэтических текстов, так и собственными лайфхаками».
Второй день интенсива получился менее «академическим» и был посвящен странным явлениям в литературе, интернет-поэзии и нейропоэзии. Во время лекции «Литература: какой она может быть?» участники разобрали направления в искусстве ХХ века, обсудили, что делает «Черный квадрат» Казимира Малевича произведением искусства и сравнили его с похожими явлениями в литературе, в частности, с пустотной поэзией, где от текстов автор намеренно оставляет только заголовок и убирает или заменяет весь основной текст пустотой, астерисками или тире. Вторая часть лекции была посвящена сравнительно новым явлениям: нейропоэзии и сетевой поэзии.
«Было радостно смотреть, как ребята с готовностью вступали в дискуссии и высказывали предположения, – поделился Алексей Баринов. – Курс получился хоть и небольшим, но довольно насыщенным».
Ассоциативное мышление, стремление смотреть и видеть, а также выход за рамки произведения помогают посмотреть на привычный текст под другим углом.
Надеюсь, ребятам это было полезно, и наши занятия дали им некоторые ориентиры и поводы задуматься, а также понять, что заниматься литературой бывает интересно», – подытожил Алексей.
Алиса Мытарева, организатор интенсива
Я считаю, что олимпиадное мышление - это супер-способность. Это как третий глаз, который позволяет видеть больше. И, если филолог видит мир как текст, то филолог-олимпиадник умеет его конструировать, стилизовать в зависимости от поставленной задачи. Хорошая новость заключается в том, что в этом нет никакой мистики и магии: это навык, который поддается любопытным и интеллектуально азартным людям.
Победы и призерство в различных олимпиадах и интеллектуальных конкурсах дают дополнительные баллы при поступлении в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.
Городская олимпиада по литературе состоится 19 ноября.
Регистрация на "Высшую пробу" завершается 8 ноября.
Мытарева Алиса Владимировна
Департамент литературы и межкультурной коммуникации: Преподаватель