«Я увлечен энергией преобразования»
Игорь Фомин - практикующий инженер и бизнес-аналитик, предприниматель и исследователь, автор оригинальных методик промышленного консалтинга, руководитель научных исследований в сфере цифровой трансформации электроэнергетики. На магистерской программе «Управление развитием компании» популяризатор методов автоматизации и реинжиниринга бизнес-процессов ведет предметы трека «Проектное управление и аналитика».
Большую часть трудовой деятельности Игорь Фомин занимался бизнесом, предпринимательством в области IT-технологий, прошёл путь от частного предпринимателя до директора вендерской и консалтинговой компании.
Имея опыт работы в электроэнергетике от электромонтёра до заместителя директора горэлектросети, в период реформ Игорь Фомин активно изучал новые рыночные методы организации работы энергетических рынков и участвовал в постановке и реализации задач автоматизации бизнес-процессов на множестве предприятий энергетики и промышленности по всей территории России.
Приобретя опыт инженера, менеджера, предпринимателя, опыт проведения научных исследований, Игорь Фомин стал преподавателем в технических и экономических вузах, оставаясь при этом практикующим бизнес-аналитиком в разных компаниях, которые занимаются автоматизацией и цифровизацией бизнес-процессов.
- Игорь Николаевич, чем Вас увлек бизнес-анализ?
- Моя профессия по первому образованию - инженер-электрик. Видимо, подход к исследованию технических систем на принципах системного анализа, к разложению функций на элементы, – то, чем приходится заниматься инженерам, – меня привлекал с ранней молодости.
В детстве мне интересно было изучить ламповый телевизор – что там внутри, почему с одной стороны лампочки горят, а с другой мы видим мультфильм. Откуда они берутся, эти мультики? Это было всегда интересно, и я пытался с детства изучать принципы функционирования и схемы этих телевизоров, радиоприемников.
Всегда было интересно изучать работу механиков, электриков, любых ремонтников, в чьих руках нерабочий агрегат преобразовывается, оживает. Видимо, с юности меня привлекала энергия преобразования.
В бизнес-анализе мне также приходится приходить на предприятия, изучать их структуру и процессы преобразования материалов в продукты, функций в информацию, идей в успешные проекты, подбирать к этим процессам способы управления ими, методы их улучшения и оптимизации.
- Что сегодня представляет собой бизнес-анализ?
- Если взять методологическое определение, то это деятельность, направленная на выработку оптимальных управленческих решений, их автоматизацию, регламентацию, цифровизацию. Руководителю любого предприятия приходится решать задачи по бизнес-анализу. Миссия бизнес-аналитика – помочь менеджеру решать эти задачи на основе современных подходов к управлению, на основе цифровых данных.
В бизнес-анализе есть определенные практики, которые позволяют из сложного набора данных вырабатывать управленческие решения. Их либо вырабатывает менеджер, либо на современном этапе уже существуют технологии, благодаря которым эти управленческие решения могут быть автоматически сгенерированы на основе данных, которые грамотно были определены, собраны, структурированы.
- Вас часто приглашают на предприятия как внешнего бизнес-аналитика-методолога. Какова Ваша роль?
- Я определяю, какие бизнес-процессы протекают на предприятии, какие виды данных нужно собирать и анализировать для эффективного управления этими процессами. Результатом бизнес-анализа являются рекомендации по реинжинирингу бизнес-процессов, регламенты осуществления бизнес-процессов, технико-экономические обоснования изменений, инвестиционные проекты, бизнес-планы и технические задания на разработку и модернизацию корпоративных информационных систем.
- Как может звучать задача для бизнес-аналитика?
- Круг задач довольно широк, начиная от принятия решений по инвестиционному портфелю до задач выбора направлений деятельности. К примеру, фильмы каких жанров (боевики, мелодрамы, вестерны и т.д.) и в каком объеме должна снимать кинокомпания, чтобы обеспечить себе максимальную прибыль? Или какие качественные показатели бизнес-процессов нужно повысить, чтобы в результате снизилось количество брака и повысилось качество выпускаемой продукции?
Определив соответствующие потоки данных, применив соответствующий математический аппарат или методы имитационного моделирования, можно найти неявные решения производственных задач.
На выходе может оказаться, что для того, чтобы получать прибыль от боевиков, нужно производить какое-то количество мелодрам, а, чтобы уменьшить количество брака, нужно регламентировать производственные совещания, научить менеджеров практикам риск-менеджмента.
Приходилось мне заниматься решением задач оптимизации производства и потребления электроэнергии на розничном и оптовом рынке электроэнергии и мощности.
Электроэнергия – это такой товар, который нельзя положить на склад и сохранить. Ее нужно произвести ровно столько, сколько можно продать. Решение этой оптимизационной задачи зависит от десятков параметров технологического и генерирующего оборудования. Именно этими данными оперирует бизнес-аналитик, предлагая методы принятия решений на основе наборов данных.
- Как Вы считаете, какими компетенциями должен обладать студент, чтобы стать хорошим бизнес-аналитиком?
- В бизнес-анализе есть простор и для технарей, и для управленцев, и для экономистов, и для программистов.
Зная методы бизнес-анализа, методы обработки данных, методы генерации управленческих решений, экономисты могут разрабатывать экономические решения, инженеры – программные решения, менеджеры – управленческие решения.
В любом случае, нужно развивать компетенции идентификации необходимых критериев эффективности, анализа данных, формализации технических требований, системного анализа процессов и функций, риск-менеджмента и множества других знаний и умений. Не помешают современному аналитику знания и в области управленческого, финансового, бухгалтерского учёта. В магистратуре «Управление развитием компании» на направлении «Проектное управление и аналитика» студенты имеют возможность получить необходимые компетенции и навыки в этих и других областях знаний.
- Каким опытом должен обладать бизнес-аналитик, чтобы быть максимально успешным в своей области?
- Универсального ответа у меня нет. Я после окончания техникума пошел работать электромонтером, потом стал мастером, начальником участка, заместителем директора горэлектросети, позже руководил коллективами программистов и инженеров.
Именно этот опыт позволил мне стать успешным, востребованным бизнес-аналитиком. Когда я беру интервью у генерального директора для анализа новой бизнес-задачи, и он мне рассказывает о работе своего предприятия, опираясь на свой опыт, я могу представить не только процессы управления его предприятием, но и функции электриков, механиков, бухгалтеров этой организации.
Чтобы быть успешным бизнес-аналитиком, надо себя попробовать в разных областях, в разных функциях, на разных предприятиях. Нужно сначала самому быть исполнителем задач, потом желательно попробовать себя в командной и проектной работе, затем испытать свои способности в качестве менеджера. Таким образом, молодой человек может понять, кто он как специалист, какие действия, какие функции ему интереснее всего выполнять и как это можно применить в бизнес-анализе.
- Что является предметом особой гордости для бизнес-аналитика?
- Порой я чувствую себя хирургом, который вскрывает определенный участок, решая проблему управленческого, технического или финансового характера, и «лечит» предприятие или проект. Гордость для меня как бизнес-аналитика - здоровый, оптимально выстроенный бизнес-процесс на предприятии. Гордость для меня как преподавателя – оптимизм студентов и слушателей, для которых мир стал шире, которые знают, как можно решать проблемы, которые чувствуют себя грамотными востребованными специалистами, и конечно, являются таковыми!