• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проект по исследованию почтовых открыток получил поддержку Научного фонда

Межкампусный междисциплинарный проект факультета гуманитарных наук «Динамика коммуникативных практик в почтовой переписке» победил в Конкурсе на создание научно-учебной группы на 2024 год и получил поддержку Научного фонда Высшей школы экономики. Всего на конкурс было заявлено 50 проектов, из которых поддержаны 29 по различным научным направлениям.

Проект по исследованию почтовых открыток получил поддержку Научного фонда

© Из архива Тимура Хусяинова

Проект «Динамика коммуникативных практик в почтовой переписке (на материале корпуса "Пишу тебе")» нацелен на комплексное изучение почтовой коммуникации с точки зрения лингвистики и социологии, истории. Материалом для исследования станет корпус почтовой переписки «Пишу тебе», который включает более 20 тысяч открыток, отправленных с 1881 по 2022 год из разных уголков России и мира.

Обращение к корпусу открыток позволит рассмотреть взаимосвязь коммуникативных процессов и социальных, исторических условий, а широкий временной охват материала даcт исследователям возможность увидеть динамику от прошлого к современности.

Хусяинов Тимур Маратович

Тимур Хусяинов

«Работа с цифровым корпусом почтовых открыток «Пишу тебе» дает много возможностей современному исследователю из разных сфер. Это самая большая подобная база с русскоязычными открытками, — рассказал Тимур Хусяинов, ответственный за социально-историческое направление научно-учебной группы. — Каждая почтовая открытка, подписанная и отправленная по почте, по-своему уникальна. Только благодаря текстам на них можно изучать коммуникацию, повседневную жизнь, трансформацию языка, локальную и микроисторию, восстанавливать эпизоды из жизни отправителей и получателей и многое друге».

С социально-исторической точки зрения анализ почтовой переписки может продемонстрировать особенности повседневности адресатов и адресантов, влияние крупных исторических событий на социальную структуру и динамику общества.

С лингвистической точки зрения исследователи планируют изучить  трансформацию речевых жанров и динамику групп лексики, проследив влияние на эти процессы социального и исторического контекста.

© Из архива Тимура Хусяинова

В научную группу проекта вошли доцент департамента фундаментальной и прикладной лингвистики НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Валентина Куликова, старший преподаватель департамента литературы и межкультурной коммуникации НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Тимур Хусяинов, студенты из Нижнего Новгорода, Москвы и Санкт-Петербурга.

Куликова Валентина Александровна

Валентина Куликова

«Для решения поставленных задач мы собрали межкампусную и междисциплинарную команду: в проекте участвуют лингвисты, историки, социологи из разных кампусов, — отметила Валентина Куликова, руководитель проекта. — Объединяет всех общая методологическая рамка – корпусный подход к исследованию материала и анализ коммуникации в динамике. Будет очень интересно поработать в такой команде: посмотреть на объект исследования с разных сторон, от людей другой специальности, а также поделиться приемами анализа из разных областей».

Полина Доможирова, студентка 3 курса программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика» НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

Полина Доможирова, студентка 3 курса программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика» НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

Для меня, в первую очередь, проект научно-учебной группы — это про саморазвитие. Работа в группе предоставляет уникальную возможность не только общаться с единомышленниками и принимать участие в коллективном исследовании, но и углубить свои знания в определенной области. Кроме того, в рамках этого проекта можно найти новые подходы к решению научных проблем и развить навыки презентации результатов. Разве это не замечательный стимул?

Полина Пермякова, студентка 2 курса программы «История» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Полина Пермякова, студентка 2 курса программы «История» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Это возможность стать частью по-настоящему междисциплинарной команды и обменяться опытом с коллегами из других кампусов. На мой взгляд, почтовая открытка имеет огромный потенциал для исторических исследований, что, я надеюсь, у нас и получится показать по итогам работы!

© Из архива Тимура Хусяинова

«Ранее мы уже проводили небольшие исследования, но теперь благодаря созданию научно-учебной группы появилась возможность объединить усилия команды из разных кампусов, нескольких научных дисциплин и подходов для того, чтобы проанализировать динамику письменной коммуникации», — прокомментировал Тимур Хусяинов.

В качестве основного фундаментального результата планируется издание коллективной монографии, объединяющей исследования преподавателей и студентов.