Проект по исследованию почтовых открыток получил поддержку Научного фонда
Межкампусный междисциплинарный проект факультета гуманитарных наук «Динамика коммуникативных практик в почтовой переписке» победил в Конкурсе на создание научно-учебной группы на 2024 год и получил поддержку Научного фонда Высшей школы экономики. Всего на конкурс было заявлено 50 проектов, из которых поддержаны 29 по различным научным направлениям.
Проект «Динамика коммуникативных практик в почтовой переписке (на материале корпуса "Пишу тебе")» нацелен на комплексное изучение почтовой коммуникации с точки зрения лингвистики и социологии, истории. Материалом для исследования станет корпус почтовой переписки «Пишу тебе», который включает более 20 тысяч открыток, отправленных с 1881 по 2022 год из разных уголков России и мира.
Обращение к корпусу открыток позволит рассмотреть взаимосвязь коммуникативных процессов и социальных, исторических условий, а широкий временной охват материала даcт исследователям возможность увидеть динамику от прошлого к современности.
Тимур Хусяинов
«Работа с цифровым корпусом почтовых открыток «Пишу тебе» дает много возможностей современному исследователю из разных сфер. Это самая большая подобная база с русскоязычными открытками, — рассказал Тимур Хусяинов, ответственный за социально-историческое направление научно-учебной группы. — Каждая почтовая открытка, подписанная и отправленная по почте, по-своему уникальна. Только благодаря текстам на них можно изучать коммуникацию, повседневную жизнь, трансформацию языка, локальную и микроисторию, восстанавливать эпизоды из жизни отправителей и получателей и многое друге».
С социально-исторической точки зрения анализ почтовой переписки может продемонстрировать особенности повседневности адресатов и адресантов, влияние крупных исторических событий на социальную структуру и динамику общества.
С лингвистической точки зрения исследователи планируют изучить трансформацию речевых жанров и динамику групп лексики, проследив влияние на эти процессы социального и исторического контекста.
В научную группу проекта вошли доцент департамента фундаментальной и прикладной лингвистики НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Валентина Куликова, старший преподаватель департамента литературы и межкультурной коммуникации НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Тимур Хусяинов, студенты из Нижнего Новгорода, Москвы и Санкт-Петербурга.
Валентина Куликова
«Для решения поставленных задач мы собрали межкампусную и междисциплинарную команду: в проекте участвуют лингвисты, историки, социологи из разных кампусов, — отметила Валентина Куликова, руководитель проекта. — Объединяет всех общая методологическая рамка – корпусный подход к исследованию материала и анализ коммуникации в динамике. Будет очень интересно поработать в такой команде: посмотреть на объект исследования с разных сторон, от людей другой специальности, а также поделиться приемами анализа из разных областей».
Полина Доможирова, студентка 3 курса программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика» НИУ ВШЭ — Нижний Новгород
Для меня, в первую очередь, проект научно-учебной группы — это про саморазвитие. Работа в группе предоставляет уникальную возможность не только общаться с единомышленниками и принимать участие в коллективном исследовании, но и углубить свои знания в определенной области. Кроме того, в рамках этого проекта можно найти новые подходы к решению научных проблем и развить навыки презентации результатов. Разве это не замечательный стимул?
Полина Пермякова, студентка 2 курса программы «История» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
Это возможность стать частью по-настоящему междисциплинарной команды и обменяться опытом с коллегами из других кампусов. На мой взгляд, почтовая открытка имеет огромный потенциал для исторических исследований, что, я надеюсь, у нас и получится показать по итогам работы!
«Ранее мы уже проводили небольшие исследования, но теперь благодаря созданию научно-учебной группы появилась возможность объединить усилия команды из разных кампусов, нескольких научных дисциплин и подходов для того, чтобы проанализировать динамику письменной коммуникации», — прокомментировал Тимур Хусяинов.
В качестве основного фундаментального результата планируется издание коллективной монографии, объединяющей исследования преподавателей и студентов.