• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«За каждым успешным учителем стоят талантливые ученики»

Выпускник магистратуры «Управление образованием», учитель истории лицея №165 им. 65-летия «ГАЗ» Михаил Кулемин стал победителем Всероссийского конкурса «Флагманы образования». О роли учителя и ученика, умении работать с классным коллективом и педагогике как обучении примером Михаил Игоревич рассказал службе портала.

«За каждым успешным учителем стоят талантливые ученики»

@из личного архива Михаила Кулемина

Михаил Кулемин работает в системе образования с 2012 года, а в Лицее №165 учителем истории и обществознания с 2016 года. За последние три года Михаил Кулемин подготовил призера заключительного этапа ВСОШ, свыше сотни победителей и призеров регионального и муниципального этапов. Более 40 учеников Михаила Игоревича за последние 3 года стали победителям и призерами олимпиад по истории, обществознанию и праву из Перечня Министерства образования. Учитель признается, что именно успехи талантливых учеников мотивируют его самого «не двигаться по готовому сценарию, а каждый раз идти на новый круг обучения».

В 2023 году из более чем 50 000 участников отборочного этапа «Флагманов образования» в финал были приглашены 265 управленцев и педагогов, набравших наибольшее количество баллов. По итогам конкурса Михаил Кулемин в составе 10 победителей вошел в кадровый резерв системы образования Российской Федерации. Приказ о формировании нового кадрового резерва подписал министр просвещения РФ Сергей Кравцов на церемонии награждения. 

@из личного архива Михаила Кулемина

- Михаил Игоревич, что лично Вам пришлось преодолеть в конкурсных испытаниях? 

- Особенность этого конкурса – в составе участников. Это и командное, и личное профессиональное состязание для всех, кто работает в системе образования. В наших командах одновременно работали учитель, воспитатель детского сада, педагог дополнительного образования, директор, заместитель директора, руководитель департамента образования города, ректор института развития образования, и всесовместно решали одни и те же задачи. В такой команде, где каждый хочет себя показать, довольно сложно конструктивно работать на реализацию общей цели. 

Чему научил Вас этот опыт?

- Это был важный опыт командной работы. Необходимо уважать участников команды и при этом разными способами эту работу выстраивать. Кому-то достаточно подробно объяснить условия для достижения результата и делегировать полномочия, а с кем-то в условиях ограниченных ресурсов нужно поступать довольно твердо. Нужно уметь придерживаться своей позиции и в то же время быть готовым выслушать и принять другую точку зрения.

Кроме базовых профессиональных компетенций каждый участник проявил умение гибко адаптироваться, выстраивать роли в соответствии с задачей, управлять временем. Этот конкурс синтезировал все виды навыков, необходимых профессиональному педагогу. 

@из личного архива Михаила Кулемина

- Как Вы считаете, что помогло Вам победить?

- Многие из тех навыков и способностей, которые были необходимы мне на конкурсе, были заложены на магистерской программе «Управление образованием», – это менеджериальные знания и навыки, и работа в команде.

Мы постоянно на протяжении двух с половиной лет в магистратуре работали в команде, и большая часть этой программы была как раз посвящена проектному менеджменту.

- Вы прошли в финал «Флагманов образования» со своим проектом олимпиады «Талантливый педагог – талантливые дети», призванной стимулировать учителей к работе с талантливыми детьми. Какой Вы видите роль учителя в современной школе?

- Я думаю, что это роль мотиватора, некого коуча, выстраивающего перспективный план и мотивирующего на всех этапах. Передача знания, мне кажется, сейчас во многом стала вторичной.

- Что стало для Вас наиболее значимым в этом конкурсе? Звание победителя, статус участника кадрового резерва системы образования Российской Федерации? 

- В большей степени для меня было важным содержание самого конкурса. Я встретился с достойными, сильными соперниками. Выйти из зоны комфорта, посмотреть на себя в сравнении с коллегами из самых разных регионов, попробовать новые форматы работы в совершенно разномастных командах, провести внутреннюю рефлексию – это было для меня самое важное. Результат важен, но содержание и процесс имеют не меньшее значение. 

- Если посмотреть на процесс обучения, в котором Вы ежедневно участвуете как наставник, что кажется наиболее более важным - конечный результат или путь, которым идет ученик? 

- Достаточно сложный вопрос, честно говоря...  Логика нашей системы образования построена так, что мы идем к некой конечной цели обучения в школе – результатам итоговых экзаменов, от которых зависит поступление в вуз. 

Есть еще путь к поступлению – это победы в олимпиадах. Это мой профессиональный интерес, потому что на протяжении всей карьеры я работаю с талантливыми, одаренными детьми, это моя сфера профессиональной экспертизы и профессионального знания. 

Если возвращаться к вопросу «Важен ли путь?» - безусловно, путь важен. Каждый из учителей получает ученика на каком-то этапе, и с этим учеником или с классом мы выстраиваем определенную систему по достижению целей. 

С одной стороны, это цели содержательные, связанные с развитием предметных знаний. С другой стороны, это цели, связанные с воспитанием, в том числе с развитием soft skills.

Я получаю удовольствие от того, как ученик или целый класс растет. И промежуточные результаты тоже чрезвычайно ценны, потому что я вижу развитие интереса к истории, к социальным наукам, независимо от того, кем ученик захочет стать - физиком, химиком, программистом или юристом.

Также в процессе обучения мы развиваем гибкие навыки – умение распределять и планировать ресурсы. Сколько времени тратить на подготовку, как эффективнее заниматься, что является действительно рациональной тратой времени – при подготовке к олимпиадам мы немало времени посвящаем проработке именно гибких навыков.

@из личного архива Михаила Кулемина

- «Флагманы образования» – это тоже своего рода олимпиада для учителей. Зачем участвовать в подобных интеллектуальных состязаниях?

- Я ежегодно участвую в олимпиаде учителей-предметников «Профи», в педагогическом соревновании «Команда большой страны», во многих других олимпиадах и конкурсах. В некоторых уже участвую в качестве эксперта или автора заданий. И всегда говорю, что педагогика построена на обучении примерами или воспитанием примером. Без учителя, который постоянно учится и совершенствуется, невозможны успешные ученики. Я убежден, что за успешным учителем стоят талантливые ученики. 

Возвращаясь с конкурсов, я открыто обсуждаю с учениками, что помогло мне добиться результата или чего не хватило. Я даю понять, что ситуация проигрыша не фатальна, это лишь понимание перспективы, над чем нужно работать. Мой пример достижения цели – он важен для ученика, который идет точно по такому же пути - к победе в олимпиаде или поступлению в вуз. 

- Вы видите себя примером для ребят и за пределами своего предмета?

- Я вижу и детей в качестве примера для себя. Когда ученик достигает успеха, становится победителем или призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, этому тоже нужносоответствовать. Подготовка такого участника требует от учителя огромного саморазвития, на это менямотивируют победы учеников и их интерес.

- Кто же сегодня больше учится, ученик или учитель?

- В курсе обществознания мы с детьми изучаем тенденции образования, и одна из тенденций относится к непрерывности образования. То, что называется «образование длиною в жизнь». Неважно, учитель ты или ученик, врач, водитель, кто угодно – сегодня учатся все. Особенно если человек ставит перед собой конкретные и далеко идущие цели. 

Чему Вы учитесь у детей?

- Мы живем в условиях постоянных изменений, и школа – это точная модель меняющегося мира. Каждый год приходят новые дети – разные, сложные, талантливые. И несмотря на более чем 10-летний опыт работы в школе, непрерывно приходится перестраиваться, задумываться, изучать что-то новое, применять новые технологии обучения. Общение с детьми – это модель постоянно меняющегося мира, и это главное, чему меня учит работа. 

Программа «Управление образованием» входит в перечень программ-участников конкурса «Раннее приглашение к поступлению». Победителям конкурса смогут зачесть максимальный балл по вступительным испытаниям. Старт конкурса и приём заявок начинается с 1 февраля 2024 года. Первый поток: 01.02-27.03 2024 г. Второй поток: 28.02-15.05 2024 г. Перейти на страницу конкурса можно по ссылке.