• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде
  • Новости
  • «Исследования требуют вовлеченности и азарта»: как организована научная работа студентов программы «Иностранные языки и межкультурная бизнес-коммуникация»

«Исследования требуют вовлеченности и азарта»: как организована научная работа студентов программы «Иностранные языки и межкультурная бизнес-коммуникация»

Студенты начинают заниматься исследовательской деятельностью на 3 курсе. Но, если у студента-первокурсника есть интерес к научной работе, определиться с темой можно в самом начале обучения.

«Исследования требуют вовлеченности и азарта»: как организована научная работа студентов программы «Иностранные языки и межкультурная бизнес-коммуникация»

Так, на научно-исследовательских семинарах (НИС) студенты программы бакалавриата «Иностранные языки и межкультурная бизнес-коммуникация» узнают об исследовательских задачах и возможностях, формирующих научное поле их профессиональной области. 
В свою очередь преподаватели программы – увлеченные ученые передают свой опыт, знания и вдохновение, предлагая студентам участвовать в конференциях как внутри НИУ ВШЭ, так и за пределами университета. 

Коренькова Марианна Максимовна

Марианна Коренькова,
академический руководитель программы «Иностранные языки и межкультурная бизнес коммуникация» 

«Желания студентов и их научный интерес способствуют тому, что специально организованная научно-исследовательская деятельность в рамках программы в учебных целях перерастает в участие в реальных научных конференциях и взаимодействие с научным сообществом, что, на мой взгляд, еще больше стимулирует наших молодых ученых заниматься исследованиями».

Научная работа начинается с выбора темы курсовой работы. Часто сделать правильный выбор помогает научный руководитель.

Павлина Светлана Юрьевна

Светлана Павлина, к.ф.н., доцент факультета гуманитарных наук

«Молодым ученым сложно определить, какой именно аспект интересующей их сферы является недостаточно исследованным, а значит актуальным. Кроме того, помощь научного руководителя состоит в том, чтобы познакомить студентов с ключевыми работами, которые могут составить теоретическую базу. Навигация в обширном информационном пространстве является крайне необходимой для начинающих исследователей. Важно также определить принципы отбора материала для исследования, очертить круг задач и оказать помощь с методологией. Самостоятельно справиться с этим едва ли возможно. Однако научный руководитель, как мне думается, – это не строгий ментор, а скорее партнер, а работа над темой – это взаимодействие, совместное творчество, обогащающее и приносящее радость двум сторонам», – отметила Светлана Павлина.

У студентки 2 курса Алины Тычук серьезный интерес к научной деятельности возник в начале первого курса во время изучения таких теоретических дисциплин, как «Введение в языкознание», где разбиралась структура языка как средства коммуникации.
Уже на первом курсе Алина представила результаты своего первого исследования на VII Всероссийской научной студенческой конференции НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «Наука и реальный мир: пути реализации научных идей», проходившей в апреле 2023 г. Позже Алина выступила на VII Международной научно-практической конференции «Новый мир. Новый язык. Новое мышление», проводимой Дипломатической академией МИД РФ 7 февраля 2024 г. Студентка НИУ ВШЭ – Нижний Новгород стала одной из немногих студентов бакалавриата, получившим приглашение наряду с кандидатами и докторами наук.

Заинтересовавшись темой воздействия людей друг на друга посредством языка, Алина выбрала темой доклада анализ средств, которые используют дизайнеры обложки журнала для привлечения внимания читателей. В качестве примера были взяты обложки англоязычного журнала Bloomberg Businessweek, который известен своим искусным использованием специальных техник для создания аттрактивности, (свойства привлекать внимание реципиента и удерживать его). С этой темой она выступала в таких университетах, как Дипломатическая Академия, МГИМО, УрФУ и московской Вышке.

Для того, чтобы принять участие в научной конференции, недостаточно подготовить слайды и убедительно изложить подготовленный текст доклада. Необходимо погрузиться в тему, иметь определенный багаж теоретических знаний, ориентироваться в том, что проделано коллегами и что еще стоит изучить. Научная конференция – это платформа для обмена знаниями, полученными в результате исследования. Успех выступления определяется тем, вызвало ли оно дискуссию. Вопросы невозможно предугадать, и поверхностный подход сразу будет очевиден. В то же время погруженность в тему придает уверенность, а увлеченность докладчика передается аудитории. 

Все заявки, поданные для участия в конференции, проходят строгий отбор. Молодые ученые посылают аннотации своих выступлений, в ряде случаев требуется приложить статью, отражающую результаты работы. Актуальность и новизна являются важными критериями отбора. 
Работа над темами выступлений проходит в течение всего учебного года, что позволяет молодым ученым чувствовать себя экспертами в выбранной узкой сфере. Что касается структуры доклада, нужно обращать внимание на единые требования к компонентам выступления, что помогает структурировать презентацию. Важно также соблюдать временной регламент конференций и учитывать его при подготовке тезисов и презентации к докладу. 

Алина Тычук

Алина Тычук

Самым волнующим и сложным была, конечно, подготовка к первой конференции, которая проводилась в Дипломатической Академии в Москве оффлайн. На ней я была одной из немногих студентов бакалавриата, а меня окружали известные в российской науке кандидаты и доктора наук. Было тревожно, ведь у меня не так много опыта в научных выступлениях, но благодаря поддержке моей научной руководительницы Павлиной Светланы Юрьевны, выступление прошло замечательно. По итогам конференций мной было получено множество положительных отзывов на подготовленный доклад. На конференции Youth in Science от НИУ ВШЭ я выиграла приз зрительских симпатий, а мой доклад был рекомендован к публикации в научном журнале, над чем я в данный момент и работаю. 
Что касается целей на ближайшее время, хотелось бы продолжать работу в поставленном направлении. Для меня взаимодействие графики, цвета, языка и других элементов поликодового текста представляют немалый интерес, и я вижу дальнейшие перспективы исследования.

У Марии Игнатовой, студентки 2 курса, желание попробовать себя в роли молодого ученого зародилось еще в школьные годы.  Ей нравились проекты, предполагающие исследования. Она планировала начать участвовать в научных конференциях после третьего курса, так как считала, что ее знаний недостаточно, но в Вышке обстоятельства позволили осуществить задуманное раньше. 
Мария исследует стереотипное изображение русских через призму современного кинематографа. Этой темой она заинтересовалась в конце первого курса, когда писала эссе для одного из научно-исследовательских семинаров, которое впоследствии доработала для участия в конференциях. Мария выступила с докладом на английском языке на XLIX Международной конференции ОИКС (Общество по изучению культуры США) «Путь к успеху в американской культуре\ Way to Success in American Culture» в МГУ в декабре 2023 г. для аудитории, включающей ученых не только из российских, но и из американских вузов. В дальнейшем тема была более глубоко разработана в теоретическом плане, был взят более обширный материал, что позволило представить новые результаты на IV студенческой конференции “The Youth in Science. Challenges and Prospects”, проведенной в апреле 2024 г. в НИУ ВШЭ. 

На этой конференции выступления Алины Тычук и Марии Игнатовой были признаны лучшими в секции, студентки получили приглашение опубликовать свои статьи в сборнике материалов конференции. Для Алины это будет уже вторая публикация в этом году.

Мария Игнатова

Мария Игнатова

Павлина Светлана Юрьевна стала моим проводником в мир науки, я очень благодарна ей за помощь. Она давала важные рекомендации, редактировала текст, предлагала идеи. Также Светлана Юрьевна подбадривала меня перед каждым выступлением, что очень успокаивало. Я думаю, что без ее участия мне было бы сложно добиться такого результата. 
⁠Самыми сложными для меня были первые минуты выступления, когда дрожит голос и возникают проблемы с дыханием из-за волнения. Также иногда сложно побороть тревогу перед заключительной частью с вопросами от аудитории, появляется страх, что вопрос будет неправильно понят или ответ не будет соответствовать ожиданиям. 
⁠На ближайшее время из целей – публикация моей работы в материалах последней конференции “Youth in Science: Challenges and Prospects”. Также на лето я запланировала написание еще одного доклада, но уже по другой теме, она связана с моим вторым иностранным языком – китайским.

Валерия Коваленко в начале второго курса решила углубленно изучать проблемы социолингвистики. Особый интерес у нее вызывали науки, которые возникли на стыке нескольких направлений. Одна из таких научных областей – социолингвистика, которая исследует природу языка в рамках динамичной структуры общества. Это дает возможность изучать и рассматривать языковые феномены и явления, учитывая их неразрывную связь с различными социальными факторами, в рамках которых они развиваются. В ходе обсуждения с научным руководителем Светланой Павлиной было решено сконцентрировать внимание на английских неологизмах, которые описывают социальные отношения, с акцентом на восприятии их переводных вариантов студентами поколения Z. Статья Валерии посвящена исследованию феномена активного распространения неологизмов в речи, а также анализу основных каналов их интеграции в глобальное лингвокультурное пространство. Актуальность этой темы связана со стремительными цифровыми трансформациями в обществе и их влиянием на социокультурные изменения и формирование общественного мнения. 

Валерия Коваленко

Валерия Коваленко

Тема моей статьи была предложена Светланой Юрьевной Павлиной, с которой мне посчастливилось работать. Благодаря ей процесс работы над статьей был хорошо систематизирован, что способствовало достижению поставленных целей. Светлана Юрьевна помогала в структурирование статьи, выработке методологии исследования, а также вносила соответствующие правки, что в значительной степени повлияло на его результат.
Исследовательская деятельность – это увлекательный процесс, позволяющий генерировать новые идеи и смыслы. Но нужно учитывать и ее непредсказуемый характер, что напрямую влияет на формирование выводов исследования. В рамках моей работы наиболее непредсказуемым и захватывающим этапом стало проведение интервью-опроса группы респондентов, относящихся к поколению «digital natives». В ходе опроса участникам предстояло дать собственные трактовки и интерпретации ряда неологизмов, которые, как оказалось, не всегда совпадают с их аутентичными значениями. 
Я бы хотела продолжить работу над исследованием языковых феноменов, которые активно распространяются в рамках глобального интернет-дискурса, подвергаясь изменениям, происходящим в обществе. 
Также после прочтения книги Светланы Бурлак «Происхождение языка. Факты, исследования, гипотезы» у меня возник интерес к нейролингвистике, соединяющей в себе методы и парадигмы лингвистики и нейропсихологии. В связи с этим в будущем мне бы хотелось принять участие в реализации нейролингвистических проектов, посвященных устройству языка в монолингвальном мозге человека.

Павлина Светлана Юрьевна

Светлана Павлина, к.ф.н., доцент факультета гуманитарных наук

Говоря о качествах, необходимых молодому ученому, Светлана Павлина отметила: «Я бы не стала определять эти качества в сухих терминах компетенций. Мне кажется, что проведение исследования – это творческий процесс, требующий вовлеченности и азарта. Знания в выбранной области накапливаются и систематизируются постепенно, поэтому если работать над материалом спорадически, результат будет разочаровывающим. Составив дизайн исследования, нужно инвестировать в него много времени и сил. Но тем больше радость и удовлетворение, если удается получить интересные результаты. В конечном итоге упорство и вложенные усилия вознаграждаются».

Коренькова Марианна Максимовна

Марианна Коренькова,
академический руководитель программы «Иностранные языки и межкультурная бизнес коммуникация» 

«Думаю, что главной особенностью исследовательской деятельности студентов ИЯМБК можно считать междисциплинарность.  Изучение иностранных языков невозможно в отрыве от культуры и коммуникации, и наша программа очень глубоко рассматривает вопросы коммуникации в таких сферах, как межкультурное, корпоративное, профессиональное общение. Поэтому в рамках исследовательской деятельности мы углубляемся и в бизнес, и в психологию, и в субкультуру, что позволяет нашим студентам представлять результаты своих исследований в разных научных областях».