«Секрет победы — в желании учиться»
В нижегородской Вышке прошла торжественная церемония награждения победителей и призеров олимпиады «Высшая проба». О том, какие преимущества дает участие в интеллектуальном состязании, о самых интересных и трудных заданиях, о своем пути к победе и о выборе будущей профессии дипломанты рассказали службе портала.
Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» в этом учебном году прошла по 28 профилям: от математики и информатики до основ бизнеса и дизайна. Общее число регистраций составило 259 479 — почти на 20 тысяч больше, чем в прошлом году. География олимпиады охватила школьников из 33 стран мира. Впервые к состязанию присоединились участники из Азербайджана, Алжира, Болгарии, Венгрии, Грузии, Ирана, Норвегии, Малайзии, Филиппин и Вьетнама.
8 963 школьников Нижегородской области решились попробовать свои силы в интеллектуальном состязании. Для получения заветных наград из рук руководства нижегородского кампуса НИУ ВШЭ приехали победители и призеры не только из Нижнего Новгорода и области, но и из Тюмени, Владимира, Кирова, Саранска, Йошкар-Олы и Москвы.
Анна Бляхман
«”Высшая проба” — это особенная возможность для школьников проявить себя и заложить первую ступень в череде профессиональных успехов. Пусть это «золото», эта победа сопровождает вас по жизни и приносит радость вам и всем, кто вас поддерживает, — вашим родителям и вашим педагогам», — сказала в приветствии директор НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Анна Бляхман.
В «Высшей пробе» можно принимать участие начиная с 7 класса, но бывают исключения. Михаил Лаптев, ученик 9 класса, впервые попробовал свои силы в «Высшей пробе» в 6 классе, просто тогда он решал задания за 7 класс. Михаил увлекается точными науками с начальной школы, посещает дополнительные занятия по олимпиадной подготовке. В этом году у Михаила сразу две награды I степени — по математике и информатике.
Михаил Лаптев
«Я получаю удовольствие от самого процесса решения сложной задачи. В школьную программу по информатике входят в основном пользовательские компетенции, а мне интересно программирование. В олимпиадных заданиях нет указания на то, какой язык необходимо применить. У тебя просто есть цель — написать код, который будет работать быстрее для решения поставленной задачи. Чем быстрее язык, тем больше тестов ты сможешь пройти и соответственно набрать больше баллов, поэтому я пишу на С++», — отметил Михаил.
Матвей Макурин
Неформальный подход к изучению русского языка при подготовке к олимпиаде понравился Матвею Макурину, призеру III степени по русскому языку, ученику 10 класса: «Мне больше всего запомнилось задание с двоезапятием и троезапятием: есть такая инициатива в интернет-сообществе — ввести возможность использования более одной запятой. Стояла задача объяснить, в каких случаях это было бы уместно или даже желательно для улучшения понимания текста».
Мария Гельфонд
«Насколько олимпиада «Высшая проба» интереснее многих существующих, я знаю, как человек, который много лет пристально следит за работами олимпиадников, и как мама участника и призера, — рассказала Мария Гельфонд, академический руководитель программы «Филология». — И я знаю, насколько она показывает профессиональную предрасположенность человека. Когда к нам на курс приходят студенты, у которых есть даже просто опыт участия в «Высшей пробе», мы всегда отличаем их по серьезности подхода к делу».
Марина Соколова
«Я думаю секрет победы в желании учиться, стать частью научного сообщества. Я хочу поступить на программу «Филология» нижегородской Вышки и очень люблю свой профиль, — поделилась одиннадцатиклассница Марина Соколова, победитель олимпиады по филологии. — Я готовилась с 10 класса, находила каналы с образовательными материалами, слушала лекции не только о литературе, но и об искусстве в целом. Очень советую читать очерки писателей и не сосредоточиваться только на поэзии или прозе. Также я познакомилась с победителями и призерами прошлых лет, которые поделились со мной своим опытом, и обрела свой круг единомышленников».
Лев Василевский, призер 3 степени по профилю «Международные отношения», который в этом году впервые вошел в Перечень олимпиад школьников, окончил 10 класс и приехал в Нижний Новгород из Кирова.
Лев Василевский
«Мечты о путешествиях и увлечение международной политикой соединились для меня в интереснейшем профиле, где требуется знание географии, экономики, обществознания, истории, права, русского языка и даже литературы. И чем больше я погружаюсь в эту сферу, тем больше мне хочется заниматься выбранным направлением», — поделился Лев.
Интерес к японской культуре подтолкнул ученицу 9 класса Варвару Сергееву попробовать свои силы в профиле «Востоковедение».
Варвара Сергеева
«Из-за долгого периода изоляционистской внешней политики культура Японии стала очень отличаться от культуры других стран. Меня очень интересует язык и история этой страны, особенно период Второй мировой войны. Но в олимпиаде также были задания по истории Китая, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, который мне не очень близок. Также необходимо уметь работать с картами. Очень помог в подготовке список литературы, рекомендованной к прочтению, на сайте олимпиады, — рассказала Варвара. — Мой результат — диплом второй степени».
Победители и призеры с 7 по 10 класс получили право принять участие сразу в заключительном этапе олимпиады в следующем году, а дипломанты из 11 классов – право на льготы при поступлении в вузы страны, в том числе поступление без вступительных испытаний.
Софья Фетисенко впервые приняла участие в олимпиаде в 11 классе: по обществознанию (призер III степени), социологии (призер II степени), праву и экономике.
Софья Фетисенко
«На олимпиаду меня привела мечта поступить на социологию в Вышку. Для меня в этой профессии совместились любовь к математике, обществознанию и английскому языку. Решение стать социологом, изучать, как функционирует общество, я приняла в конце 10 класса, хотя до этого я не думала об этой профессии и, в целом, была, скорее, равнодушна к учебе. И всегда боялась участвовать в олимпиадах, считала, что не справлюсь, — поделилась Софья. — Но у меня появилась цель, и я знала, что по-другому ее не достичь и есть только одна попытка. Я занимаюсь танцами, и мне не впервой много тренироваться для получения результата. Я просто сменила род деятельности».
Софья очень много сил приложила к победе, готовилась по 6-8 часов в день. Первые полгода 11 класса она решила готовиться не к ЕГЭ, а к олимпиаде. «Я поставила на кон все, решила, что это мой единственный шанс, потому что поступить на выбранное направление в Москву по баллам очень сложно», — рассказала Софья.
«К ЕГЭ я почти не готовился, был уверен, что поступлю по олимпиаде, — поделился Роман Рогулин, ученик 11 класса, призер II степени по социологии, III степени по обществознанию и III степени по праву. — Школьная учеба для меня скучна. А в олимпиадах есть конкуренция, стремление занять первое место. Во время подготовки я смотрю интересные видео, читаю увлекательные статьи. В сети много хорошей информации. Я нахожу в этих источниках больше полезного для себя, чем в обычных школьных предметах».
Роман Рогулин
Самым интересным заданием Роман считает кейс по социологии. «Мы все живем в обществе, и какие-то интеракции у нас происходят каждый день, их полезно осмыслять с точки зрения социологии. В решении кейса к ситуации выхода человека на пенсию я смог применить теории таких известных социологов как Пьер Бурдьё, Роберт К. Мертон, Эмиль Дюркгейм и других».
Одиннадцатиклассница Валерия Острая, призер II степени по филологии и III степени по журналистике, считает олимпиады важным подспорьем в случае, если придут не очень хорошие результаты по ЕГЭ. Подготовка и участие в олимпиадах подарили Валерии новые знакомства, новых друзей в разных уголках страны.
Валерия Острая
«Для меня участие в олимпиадах всегда было очень интересно, гораздо интереснее, чем подготовка к экзаменам и школьным контрольным. Здесь есть особое комьюнити — люди, которые нацелены на результат, у которых горят глаза. «Высшая проба» — это всегда что-то новое, профилей очень много и можно выбрать то, что подходит именно тебе. Это было нелегко, но я благодарна себе, что участвовала».
Фотоотчет о мероприятии опубликован по ссылке.