«Бизнес-саммит 2013»
В Нижнем Новгороде завершил работу второй Международный бизнес – саммит. Впервые к участию были приглашены представители образования. Высшая школа экономики выступила на ключевых площадках саммита
Представители российских и зарубежных компаний, инвестиционных фондов и руководители образовательных учреждений встретились на одной площадке, чтобы обсудить пути развития региона – потенциал роста инвестиционной привлекательности Нижнего Новгорода как интеллектуального, инновационного центра. Идея не имеет шанса на существование без высококвалифицированных специалистов, которые способны подготовить передовые вузы. По этой причине впервые к участию в Бизнес – саммите были приглашены представители сферы образования.
«Очевидно, что выстраивать экономику исключительно на природных ресурсах страны очень рискованно. Поэтому одним из главных локомотивов развития должны стать ведущие научные, образовательные центры и университеты. Достичь международной конкурентоспособности можно, прежде всего, благодаря кадровому, инновационному и творческому развитию. Нижегородский регион в этом смысле более чем перспективен.
«Нижний Новгород наряду с Москвой и Санкт-Петербургом уже сегодня является регионом - лидером образования. В каждой из озвученных столиц действует по два вуза, участвующих в гонке за вхождение в ТОП-100 лучших вузов мира. Высшая школа экономики, безусловно, видит для себя реальную перспективу войти в число лучших университетов мира» – заявил директор НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Олег Козырев в рамках дискуссионной площадки «Образование как ресурс социально – экономического развития региона».
«Амбиции «ТОП-100» на практике - очевидное конкурентное преимущество для региона в сфере кадрового потенциала. И как следствие - развитие экономики. На глобальном рынке труда еще 5 лет назад был зафиксирован дефицит руководителей среднего и высшего звена. В основном это проблема качества образования и отсутствия столь востребованных для топ-менеджера личностных качеств. Высшая школа экономики обе тенденции давно преломила. Что отражено, в частности, в рейтинге бизнес-образования (Бизнес-школа НИУ ВШЭ уже два года подряд является лидером бизнес-образования в регионе)» - рассказала в интервью заместитель директора НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Наталия Климова.
По мнению участников саммита, формирование, так называемого, поколения «next» – интеллектуальной, инновационной прослойки современного общества – одна из важнейших задач высших учебных заведений.
В рамках круглого стола на площадке Торгово – промышленной палаты Нижегородской области при участии вице – президента ТПП РФ Дмитрия Курочкина и министра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Дениса Лабузы, участники саммита обсудили вопросы функционирования бизнеса в условиях присоединения России к ВТО. Было принято решение о разработке рекомендаций в сфере нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности в условиях ВТО, развития инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий, подготовке кадров, а также совершенствовании финансовых механизмов и сохранении конкурентоспособности отечественных товаров. В сфере подготовки кадров уже в этом году пройдет цикл обучающих лекций и семинаров при участии НИУ ВШЭ по формированию и развитию предпринимательских навыков у молодежи.
Бизнес – саммит объединил инвесторов и инновационные компании на симпозиуме по проблемам развития малого инновационного предпринимательства в университетах. Руководитель Центра предпринимательства НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, д.э.н., профессор Эдуард Фияксель подчеркнул, что инвесторам и инновационным компаниям необходимо учиться «говорить на одном языке». Представители бизнеса, науки и власти, для которых остро стоит вопрос трансляционного барьера, обсудили создание и развитие spin-off компаний, а также проблемы привлечения частных инвестиций в университетские. Международным опытом создания spin-off компаний поделились выступающие из трех стран. Один из них - Олег Амуржуев - директор Института Развития Предпринимательства Йорка (Торонто, Канада) - затронул тему менторства как важнейшего ресурса для роста мелких инновационных компаний; Мариан Зайко – директор Института управления Словацкого Технологического Университета (Братислава) поделился опытом трансфера технологий и инноваций в родном институте. «Мы пытаемся дать нашим студентам простую рабочую модель, которую они в будущем смогут применить в своей практике», - прокомментировал программу «Предпринимательство малых и средних предприятий» Мариан Зайко. Опытом создания spin-off компаний на базе университета поделились эксперты НИУ ВШЭ, а студенты нижегородской Вышки подчеркнули значимость таких встреч: «Данный симпозиум помог мне узнать и глубже погрузиться в ряд тем, одна из которых затронута в моей магистерской курсовой работе. Кроме того, симпозиум дал возможность перенять новый опыт и идеи» - поделилась впечатлениями Мария Пакратова, студентка магистратуры «Менеджмент», специализация «Предпринимательство».
Бизнес – саммит затронул и социально значимый вопрос миграционной политики в России, проблему лингвокультурной адаптации мигрантов. Эксперты отмечают существующую тенденцию снижения демографических показателей в российских регионах, Нижегородская область не является исключением. Решение проблемы языковой и культурной адаптации мигрантов – это общая задача всех заинтересованных сторон – власти, науки, бизнеса и гражданского общества. Эксперты Высшей школы экономики в Нижнем Новгороде налаживают системную работу в данном направлении, формируя объединяющую площадку для обмена мнениями, а также становясь центром подготовки адаптационных программ и мониторинга ситуации. Только непосредственное взаимодействие Правительства Нижегородской области и представителей экспертного сообщества может изменить сложившуюся ситуацию, считают специалисты НИУ ВШЭ.
На саммите были затронуты не только вопросы бизнеса, но все актуальные аспекты жизни общества. Эксперты отметили тенденцию к перераспределению весов между основными социальными платформами в треугольнике «образование (наука) – власть – бизнес», где высшие учебные заведения становятся глобальными центрами влияния.