«Арт-альбом»: в НИУ ВШЭ открыт набор на программу для психологов и педагогов
Современные родители осознанно выстраивают взаимоотношения с детьми, ценят возможность преодоления трудностей и нацелены на психологический рост. Одним из способов укрепления связей между родителями и детьми становится арт-терапия - бережный, безопасный, поддерживающий метод, с помощью которого можно работать со сложными событиями и конфликтами. В помощь психологам в нижегородской Вышке открывается набор на практический курс «Арт-альбом в работе психолога: позитивный ракурс семейного консультирования (альбом «Я + я», «я + Я»)».
В чем уникальный эффект арт-терапии и чем этот инструмент полезен для взаимоотношений детей и родителей? Творчество является естественным механизмом стабилизации психики, оно помогает безопасно и свободно выражать эмоции, без запретов и оценок. Семейная арт-терапия дает еще один важный эффект «здесь и сейчас» - ребенок ощущает свою способность создавать, а родитель из наблюдателя превращается в соавтора: он узнает больше о внутреннем мире ребенка, учится поддерживать и создавать творческие работы вместе.
На сегодняшний день арт-терапия из диагностического инструмента или способа выплеснуть накопившиеся эмоции переросла в целостный процесс, который включает в себя постепенное движение, углубление, контакт с другим и открытие собственного «Я».
Но возникает вопрос: «Как выстроить длительную работу с ребенком и родителем, которая бы помогла гармонизировать отношения, укрепить доверие и открытость?»
На помощь может прийти арт-альбом – уникальный практический инструмент, который помогает совместно консультировать ребенка и родителя. При таком формате проведения консультаций у каждого участника есть собственный, персональный арт-альбом, в котором можно создавать творческие работы и отвечать на вопросы, а затем обсуждать результаты и создавать совместные работы.
Первый арт-альбом для семейного консультирования был выпущен и начал применяться психологами Эленой Асенсио Мартинес и Анной Барыбиной в 2006 году. С этого времени комплекты арт-альбомов используются детскими и семейными психологами, педагогами – психологами, специалистами консультационно – диагностических центров. Арт-альбом в качестве инструмента могут использовать также психологи, не являющиеся специалистами в области арт-терапии.
Анна Барыбина
преподаватель курса, соавтор арт-альбомов для семейного консультирования, семейный системный психолог-консультант, специалист в области арт-терапии, коуч, методист - психолог благотворительного фонда «Арифметика добра» (г. Москва).
Наш профессиональный инструмент создан именно в русле арт-терапевтического направления, но также он может быть полезен и специалистам других направлений, работающим с семьей. Я знаю, что многие коллеги используют в своей работе техники из наших арт-альбомов. Основное, что важно помнить для эффективного консультирования по арт-альбомам, – создание специалистом поддерживающей атмосферы, в которой клиенты смогут творчески проявлять себя, проживать сложные чувства, учиться доверять себе и поддерживать себя самостоятельно.
Арт – альбомы являются ценным источником поддержки и для самого практикующего специалиста, так как в каждом комплекте материалов содержится брошюра с «Методическими рекомендациями для психологов». Она содержит рекомендации по процессу консультирования, авторские примеры консультирования, теоретический материал по проблематике арт-альбома.
Мария Иванова
практикующий психолог, психолог женской консультации, работает в направлениях арт-терапии, кататимно-имагинативной психотерапии, когнитивно-поведенческой психотерапии, имеет подготовку по клинической и перинатальной психологии.
Для меня обучение работе с арт-альбомами расширило инструментарий и помогло сделать шаг к частной практике. Опыт взаимодействия с прекрасным педагогом, формат обучения укрепил во мне специалиста и положил начало самостоятельного пути. Убеждена, что арт-терапия в целом является перспективным направлением для психологов и психотерапевтов любой школы, она развивает способность нестандартно подходить к рабочим кейсам, делает репертуар специалиста разнообразнее и эффективнее. Арт-альбомы являются максимально продуманным и легким в использовании практическим инструментом, что делает его особенно привлекательным для начинающих специалистов. Я счастлива, что в свое время начала карьеру психолога именно в этом направлении!
Арт-альбом строится на последовательном изучении определенных тем: стиля взаимоотношений, проявления доверия, самооценки и образа «Я», стилей воспитания, развития эмоциональной сферы и так далее. Подобная работа и связанность всех тем внутри процесса консультирования помогает углубляться, изучать и развивать детско-родительские контакты друг с другом.
Актуальный курс повышения квалификации Арт-альбом в работе психолога: позитивный ракурс семейного консультирования (альбом «Я + я», «я + Я») позволит погрузиться в особенности работы со старшими дошкольниками, младшими школьниками и их родителями.
Вот малая часть вопросов, которые помогает решить работа с применением арт-альбома: отсутствие доверия между детьми и родителями, нарушение коммуникации, стиль семейного воспитания и другие. В ходе постепенного прохождения арт-терапевтических встреч ребенок и родитель учатся общаться и взаимодействовать друг с другом, видеть картину мира глазами другого, совместно развивают креативность.
Элена Асенсио Мартинес
преподаватель курса «Арт-альбом», автор идеи и концепции арт-альбомов для семейного консультирования, кандидат психологических наук, президент Ассоциации человекоцентрированной терапии на основе экспрессивных искусств «ЧТИ», сертифицированный человекоцентрированный экспрессивный терапевт, специалист в области арт-терапии.
Разработанная программа и ее прохождение, безусловно, может способствовать профессиональному и личностному росту специалиста. Важно, что, обучаясь на этой программе, специалист осваивает эффективный психологический инструмент в русле гуманистического направления.
Программа является в основе своей практико-ориентированной и предполагает создание арт-альбома на собственном опыте. Это усиливает эффект обучения и создаёт возможности для уверенного выхода специалиста в поле психологических консультирования и эффективной работы с клиентами.
Мы начнем курс с вводного блока - погружения в метод арт-терапии и его особенности. А дальше перейдем к рассмотрению специфики работы с детьми и подростками. Отдельное внимание будет уделено человекоцентрированному подходу и его отражению в работе с арт-альбомами. Значительная часть курса включает в себя практику применения арт-альбомов: это демо-сессии, погружение в арт-терапевтические встречи, работа в группах и самостоятельное проведение арт-терапевтической встречи с клиентом. Рассмотрим примерный круг тем, которые могут быть актуализированы в процессе консультирования.
Важная часть курса – возможность задавать вопросы и перенять опыт авторов арт-альбомов – Элене Асенсио Мартинес и Анне Барыбиной. Кроме того, в рамках обучения будет возможность обсуждать и разбирать примеры из консультативной работы.
Анастасия Яковлева
консультирующий психолог, аспирант кафедры психологии и педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого, член ассоциации специалистов в сфере контекстуально-поведенческой науки.
Обучение на данной программе не только про освоение конкретного инструмента для работы с клиентами, но и отличный способ использовать техники для самопознания.
На мой взгляд, арт-альбомы могут пригодиться и начинающему арт-терапевту, и уже опытному специалисту, так как они содержат в себе простые и понятные техники, которые можно выполнять с клиентами разных возрастов. Часть заданий можно давать для самостоятельного прохождения и последующего обсуждения на сессии.
На онлайн-курсе «Арт-альбом в работе психолога: позитивный ракурс семейного консультирования (альбом «Я + я», «я + Я»)» вы погрузитесь в практику применения арт-альбома и научитесь выстраивать цельный процесс проведения консультаций по вопросам детско-родительских отношений, пройдете арт-терапевтические встречи, разберете примеры из консультативной работы.
Подать заявку на программу можно уже сейчас, прием документов до 3 сентября 2024 года.
Старт курса − 9 сентября 2024 года.