• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Нужно быть смелым, чтобы услышать себя»

Василиса Блюдова – выпускница программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика». Василиса специализируется на компьютерной лингвистике и в будущем планирует развиваться в области обработки естественного языка: разрабатывать алгоритмы распознавания речи, создавать инструменты для разработки чат-ботов, голосовых ассистентов и т. д. О своем пути абитуриента, опыте исследователя и наставника Василиса рассказала в интервью.

«Нужно быть смелым, чтобы услышать себя»

© фото из личного архива Василисы Блюдовой

– В школе моим любимым предметом была математика, а также меня привлекало изучение языков, поэтому ещё в 9 классе я поняла, что программа Вышки «Фундаментальная и прикладная лингвистика» мне идеально подходит. К поступлению я готовилась с репетиторами и сдавала русский, английский и математику, а также дополнительно сдавала обществознание. В итоге математику и английский я сдала на 82 балла, а русский язык на 94. С суммарным результатом ЕГЭ в 258 баллов я прошла на платное место и получила скидку 70%. 

Все 4 года мне необходимо было подтверждать скидку академической успеваемостью, что было для меня дополнительным стимулом хорошо учиться.

Что оказалось самым сложным в обучении?

– Первые 2 года, когда мы изучали базу, было особенно сложно. К примеру, «Введение в языкознание» – тот фундамент, без которого невозможна работа компьютерного лингвиста. И это, наверное, была самая первая, самая сложная дисциплина. Я очень благодарна нашим преподавателям Татьяне Владимировне Романовой и Маргарите Андреевне Климовой, которые познакомили нас с природой, функциями и устройством языка, заложили теоретические и практические основы для изучения других дисциплин лингвистического цикла. 

На 2 курсе мы начали изучать программирование более углубленно, чем на 1 курсе. Приходилось много времени уделять лабораторным работам и учебе в целом, к тому же дорога в университет и обратно занимала много времени. 

Тем не менее вы не просто проучились все 4 года, но даже сохранили максимальную скидку благодаря высокой академической успеваемости.  Что давало вам энергию, что драйвило, когда было тяжело?

– Мне все это очень нравится! И хотя в процессе обучения было много трудностей, в частности из-за того, что дисциплины очень разнообразные и постоянно необходимо было переключаться с лингвистических задач на компьютерные или математические, я понимала, что такого рода сложности естественное и временное явление. К тому же, меня очень поддерживала моя семья, родители и сестры, за что им огромное спасибо.

На 3 курсе студенты программы выбирают профессиональный трек. Почему вы выбрали компьютерную лингвистику?

– Компьютерная лингвистика совмещает то, что, на первый взгляд, нельзя совместить. Это всегда меня удивляло и привлекало. Компьютерные лингвисты разрабатывают программы, которые воспроизводят когнитивную языковую деятельность человека — умение читать, понимать на слух, говорить, участвовать в диалоге, переводить с одного языка на другой. Они создают инструменты, которые помогают извлекать лингвистическую информацию из текстов, размечать лингвистические признаки в текстах, создавать ресурсы для хранения лингвистических единиц, например, для хранения слов, их значений, их семантических и морфологических свойств. 

Компьютерные лингвисты востребованы крупными IT-компаниями, чья деятельность связана с обработкой больших объемов текстовых или речевых данных. Они могут работать в науке, СМИ, торговле, финансах, здравоохранении — везде, где требуется применение современных информационных технологий к лингвистическим данным.

Компьютерному лингвисту необходимы аналитические навыки и исследовательские компетенции. Как вы их развивали?

– Еще на 1 курсе, когда мы писали синопсис, я начала изучать суггестию – внушение в рекламе. А со 2 курса уже начала подключать различные методы машинного обучения и автоматической обработки естественного языка. Так с темы, выбранной еще на 1 курсе, дошла до дипломной работы «Разработка методики автоматического детектирования суггестии в русскоязычных рекламных текстах на основе правил и нейросетевых технологий». 

С этой же темой я начала с 3 курса участвовать в конференциях, например, на конференции «КонКорт», посвященной исследованиям в области корпусных технологий и компьютерных наук в гуманитарном знании. Мне очень нравится сама возможность обмена опытом, идеями.  

Со 2 курса вы были куратором первокурсников. Это тоже своего рода обмен опытом?

– Да, ещё до запуска в Вышке Школы кураторов, Саша Бабий, студент старшего курса, начал развивать идею кураторства на ФиПЛе. И, когда Саша предложил мне попробовать себя в роли куратора, я сразу загорелась. И несмотря на свою роль наставника, я сама многому научилась у ребят – искреннему любопытству, способности совмещать разносторонние интересы и быть активным во внеучебке одновременно с интенсивной учебой.

Мое окончание школы пришлось на пандемию – мы уже весной ушли на карантин, потом занятия онлайн, сдвиги ЕГЭ, отсутствие выпускного – все это приводило к эмоциональной неопределенности. Психологически мне не удалось поставить точку и ощутить переход из одного состояния в другое – из школы в университет. На 1 курсе мы тоже долго учились дистанционно, примерно до апреля. 

Я помню этот учебный день, когда мы вернулись в офлайн, и даже эту самостоятельную работу по фонетике. Я тогда поняла, что я соскучилась по живой коммуникации с людьми, и начала в голове прокручивать, как вернуться в состояние постоянного общения, взаимодействия. Именно тогда я и влилась в комьюнити кураторов.

Я очень благодарна, что так все сложилось, потому что познакомилась с огромным количеством классных студентов. Я шла туда скорее с целью помочь ребятам, а в итоге сама многое от них взяла. 

Какой опыт оказался для вас особенно полезным? 

– Мне удавалось сохранить высокую успеваемость, одновременно заниматься научной работой и совмещать это с работой ассистента преподавателя. 

Я ассистировала Александру Владимировичу Демидовскому на дисциплинах «Программирование для лингвистов» и «Компьютерные инструменты лингвистического исследования», и одно время была ассистентом у своего же курса. Получить такой опыт оказалось очень ценным – это и общение с командой, и более глубокое погружение в будущую профессию. Сейчас меня пригласили на стажировку на позицию ассистент-инженер – я занимаюсь исследовательской деятельностью, связанной с большими языковыми моделями, поэтому фактически совмещаю исследовательскую деятельность и прикладную. Мне очень помогают навыки, приобретенные в университете. 

Что бы вы посоветовали абитуриентам, которые сейчас выбирают образовательную программу?

– Очень важно услышать себя и выбрать то, что действительно близко. Естественно, для этого важна определенная смелость и поддержка близких. Но когда занимаешься тем, что нравится, появляется столько энергии, что хватает и на обучение, и на общение, и на творчество. 

 

В 2024 году на программу «Фундаментальная и прикладная лингвистика» ведется набор на 30 бюджетных, 20 платных и 1 платное место для иностранцев. Узнать о программе и подать документы можно здесь.