• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как бизнес-аналитики укрощают большие массивы данных

Юрий Зиняков и Александр Родичев, студенты 1 курса магистерской программы «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте», активно включены в исследовательскую работу по анализу российской экономики. О том, как командная работа влияет на конечный результат и как развиваться в аналитике данных, молодые ученые рассказали службе портала.

Как бизнес-аналитики укрощают большие массивы данных

© istockphoto

Бакалавриат ребята окончили в других вузах, Юрий в Нижнем Новгороде, Александр – в Томске. Поступив в магистратуру НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, уже осенью они подключились к работе над проектом «Трансформация сравнительных преимуществ и отраслевой структуры российской экономики: оценка эффектов шоков 2022 г.». А в июне выступили на открытом семинаре Лаборатории конкурентной и антимонопольной политики Института анализа предприятий и рынков в НИУ ВШЭ в Москве с докладом «Динамика расхождений международной торговой статистики: оценка влияния санкций».

– Насколько увлекают вас исследования и к каким результатам планируете прийти?

Юрий Зиняков (Ю.З.): Определенный исследовательский опыт я получил ещё в бакалавриате. Несколько раз выступал на студенческих конференциях и конференциях кафедры, было несколько публикаций. Пользуясь случаем, хочется в этом моменте передать привет и благодарность моему научному руководителю в бакалавриате – Ольге Владимировне Капитановой.

А что касается нашего текущего исследования, то все началось с того, что ещё осенью мы с моим соавтором Александром Родичевым решили, что очень интересно было бы попробовать себя в исследовательском проекте. Обратились к академическому руководителю нашей программы Людмиле Аркадьевне Леоновой, и она сообщила, что как раз сейчас стартует исследовательский проект Лаборатории конкурентной и антимонопольной ИАПР под руководством Светланы Викторовны Головановой «Трансформация сравнительных преимуществ и отраслевой структуры российской экономики: оценка эффектов шоков 2022 г.». Честно говоря, поначалу мы немного волновались, думали, что нас ждёт какой-то жесткий отбор, который мы может быть и не пройдем. Но по итогу после первого общения уже получили задачу по выгрузке части необходимых данных, с которой успешно справились. А вот с выгрузкой полного массива необходимых данных пришлось попотеть. Здесь очень пригодились наши навыки парсинга.

В итоге: 3 дня работы - 3 стареньких компьютера - и у нас на руках оказались более 1000 файлов с всеми доступными данными об экспорте и импорте всех стран мира в разрезе отраслей и торговых партнеров с 2003 по 2022 годы. Расхождения между значениями одного и того же потока по данным импортеров и экспортеров и стали объектом нашего исследования.

Александр Родичев (А.Р.): Первые полгода в магистратуре я привыкал к новому вузу и городу, после чего попал в интересный для меня исследовательский проект, про который уже рассказал Юрий. На данный момент мы готовим публикацию в англоязычный журнал. В будущем мы хотим написать ещё одну статью, которая будет касаться именно российской внешней торговли.

– Почему для обучения в магистратуре вы выбрали именно нижегородскую Вышку?

Ю.З.: На последних курсах бакалавриата, когда я стал задумываться о вариантах продолжения своего обучения, пришло понимание, что поступить в магистратуру я хочу именно в Вышку. Хотелось получить новый опыт, ну и, разумеется, качественное образование. Я стал искать информацию о программах и поступлении. Меня интересовали программы экономической направленности, а приоритетом был нижегородский кампус. Изучив учебный план программы «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте», я понял, что хочу учиться именно здесь. При поступлении мне пригодились баллы призера Большого студенческого квиза, который проводила Вышка.

А.Р.: Высшая школа экономики привлекла меня своей уникальной системой оценивания и обучения, которая отличается от других вузов. Мне хотелось попробовать новый подход к образованию и сменить среду. Важным фактором также стала возможность переехать из родного Томска и пожить в более крупном городе. Моей предыдущей специальностью была экономика, и после четырех лет обучения я решил попробовать себя в более технической области. Программа «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте» показалась мне соответствующей моим целям. Изучив учебный план, я понял, что предложенные обязательные и факультативные курсы идеально мне подходят. Эта программа позволяет не только углубить знания в некоторых областях экономики, но и развить навыки анализа данных.

Оправдались ли ваши ожидания от обучения?

А.Р.: Я ожидал более сложного обучения и высоких требований к работам по сравнению с бакалавриатом, и мои ожидания полностью оправдались. Мне очень понравилась возможность создавать индивидуальный учебный план, выбирая интересные для меня курсы и модули. Так, я смог взять несколько дополнительных курсов по анализу данных, что будет полезным в моей будущей профессиональной деятельности.

Ю.З.: Я ожидал увидеть много мотивированных людей вокруг, интересные курсы, крутых преподавателей. Ожидал, что совмещать работу, учебу и научную деятельность может быть иногда непросто. Ожидал принять участие в классных проектах, узнать много нового. В общем, ожидал, что мне точно будет интересно. И все мои ожидания оправдались, где-то реальность даже превзошла их. 

Какие дисциплины наиболее полезны в вашей профессии?

Ю.З.: По большому счету, каждая дисциплина дает что-то новое и важное. Будь то технические навыки – Python, SQL, R - или новые экономические знания. Особенно, наверное, запомнились такие предметы, как «Микроэкономика», «Управление экономическим ростом», «Конкурентоспособность российских компаний и отраслей», «Прикладные вопросы эконометрики». Очень полезным предметом был «Научно-исследовательский семинар», я действительно прокачал свои навыки в работе с литературой. Кроме того, программа дала возможность попасть на замечательный курс по стохастическим моделям, который читается на программе «Интеллектуальный анализ данных» нашего кампуса.

Ну а важность и нужность работы бизнес-аналитика и наших дисциплин, связанных с этим, я понимаю на работе каждый день. Сейчас я работаю разработчиком в компании Veta IT. Боюсь здесь кого-то забыть при перечислении, потому что о каждой дисциплине могу сказать самые теплые слова.

На самом деле ценна сама атмосфера. Когда тебе интересно, людям вокруг интересно, преподавателю интересно – всё это крайне помогает обучению. Ну и, конечно, исследовательская деятельность тоже дает очень ценный опыт.

А.Р.: Одним из самых ценных аспектов обучения для меня стала возможность составить индивидуальный план, включающий те курсы, которые мне действительно интересны. Все мои факультативные предметы касаются анализа данных, что очень полезно для дальнейшего развития в этой области. Многие дисциплины, которые мы изучали в течение года, оказались интересными и информативными. В каждой я смог найти что-то новое лично для себя. Был ряд полезных технических дисциплин, которые я смогу использовать в профессиональной деятельности: Python для анализа данных в экономике и менеджменте, анализ и визуализация данных в R и SQL для анализа данных. Из предметов я тоже отметил бы «Конкурентоспособность российских компаний и отраслей», «Эконометрика» и «Управление экономическим ростом». «Научно-исследовательский семинар» дал много информации для написания исследовательских работ.

– Какие еще навыки вы прокачали в процессе обучения?

А.Р.: Я существенно улучшил навыки программирования на Python, активно используя его в различных проектах и на занятиях для анализа данных. Кроме того, часто мне приходилось читать научные статьи и техническую документацию на английском языке, что значительно повысило мой уровень владения языком.

Необычным было для меня большое количество групповых проектов, но это помогло мне развить навыки командной работы, включая эффективную коммуникацию и распределение задач.

В целом, обучение значительно улучшило мои технические и аналитические навыки, навыки работы с иностранным языком и умение работать в команде.

Ю.З: А я стал увереннее чувствовать себя в эконометрике, лучше знаю и понимаю экономическую теорию, лучше представляю себе работу аналитика, лучше пишу код, наверное, лучше работаю в команде. Опять же, невероятно ценный опыт участия в исследовательском проекте, участия в научном семинаре. Так что здесь всё в комплексе, даже трудно выделить что-то одно.

Что помогает вам в учебе?

А.Р.: Главным образом, помогает опыт обучения в бакалавриате, так как я уже разработал систему подготовки к контрольным точкам и экзаменам.  Хотя привыкнуть к разделению учебного года на модули было непросто. Расстановка приоритетов и выбор наиболее важных предметов лично для меня также помог не распыляться, а сосредоточиться именно на том, что интересно и полезно.

Ю.З: Учиться иногда и правда бывает непросто. Это, скорее, даже связано с количеством задач, а не их сложностью. Основные курсы, курсы Маголего, дополнительный модуль «Прикладная математика и информатика» (ПМИ) нашей программы, проекты, исследовательская деятельность, — всё это действительно требует времени. Но только так, наверное, и можно извлечь пользу из обучения.

Но и помогает многое. В первую очередь то, что всё это крайне интересно, а интересными вещами хочется заниматься. Помогает атмосфера, коллеги-одногруппники, с которыми мы учимся. Я не из тех, кому нравится «ботать» в одиночку, запершись в бункере. Когда что-то делаешь вместе, пытаешься разобраться, объясняешь ты, или объясняют тебе, шансы понять что-то куда выше.

В остальном довольно простые и банальные вещи: кино, музыка, общение с друзьями.

Как вы планируете строить свою карьеру после окончания вуза? Чего хотелось бы достичь?

А.Р.: В настоящее время я задумываюсь о поступлении в аспирантуру и продолжении учебной и научной деятельности. Также хотелось бы совмещать учебу с работой аналитика данных в различных проектах. На данный момент, это кажется мне самым интересным и перспективным путем, который поможет мне развивать навыки работы с данными, а также заниматься исследованиями в различных областях экономики. Возможно, попробовать применять свои аналитические компетенции и в других сферах, например, в медицине. Пока это только мысли, но мне кажется, что эта тема достаточно актуальна для современного мира.

Ю.З.: Наверное, не назову сейчас здесь какой-то четкий пошаговый план, хотя примерная траектория есть. Планирую развиваться в области работы с данными и экономических исследованиях, ведь современный экономист — это во многом аналитик данных. Для меня важно быть профессионалом в своей области. Хотелось бы участвовать в различных проектах, совмещая работу в академии и индустрии.  Главное, чтобы работа была интересной. Думаю, что только так возможно добиться успеха.

В 2024 году на магистерскую программу «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте» идет набор на 20 бюджетных и 10 платных мест. Почитать о программе и подать на нее документы можно здесь