Забег лингвиста на длинную дистанцию: от анализа данных до когнитивных наук
Выпускница программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика» Евгения Парешина приехала в Нижний Новгород из Горного Алтая. За 4 года обучения в нижегородской Вышке Евгения успела увлечься нейролингвистикой, сменить майнор, поучиться по программе мобильности в Москве, дважды съездить в «Сириус», поучаствовать в грантовых и исследовательских проектах. Откуда берется энергия на плотную учебную нагрузку и активную внеучебку, Евгения рассказала в интервью службе портала.
— Как вы решили приехать учиться в Нижний Новгород, за три тысячи километров от вашего родного города?
— В школе я очень любила математику, русский и английский язык, участвовала в олимпиадах. И хотя в десятом классе было много метаний (я выбирала между химией, экономикой, бизнес-информатикой и лингвистикой), к началу 11 класса я точно знала, что буду поступать на «Фундаментальную и прикладную лингвистику» (ФиПЛ).
В апреле 2020 года я оставила комментарий в соцсетях под одним из постов о лингвистике, что хочу поступить на прикладную лингвистику, но не имею представления о том, что это такое. Мой комментарий увидел студент ФиПЛа Саша Бабий – он ответил и подробно рассказал о направлении, факультете, вузе и в целом о Нижнем Новгороде.
Сначала я планировала поступать в вуз поближе к дому, в Новосибирске, но после рассказов Саши я изменила своё решение в пользу нижегородской Вышки, о чём позднее ни разу не пожалела! Я полюбила Нижний Новгород всем сердцем и благодарна судьбе, что мой комментарий под случайным постом привёл меня в Вышку.
Когда я поступала, у меня не было каких-то ожиданий, я только надеялась, что мне будет интересно, я знала, что иду в лингвистику по любви. И это ожидание полностью совпало с реальностью.
— Какой майнор вы выбрали и почему?
— История с майнором у меня непростая. В конце первого курса я решила, что пойду на «Интеллектуальный анализ данных». Первый год у меня прошел хорошо: я успешно закрыла предмет по машинному обучению, очень нравились лекции преподавателя Евгения Соколова с Факультета компьютерных наук (ФКН) московской Вышки. Когда я училась по программе мобильности в Москве на третьем курсе, участвовала в Зимней школе по аналитике и Data Science. Но с начала третьего курса, когда я стала больше времени уделять психо/нейролингвистике и когнитивным наукам, я поняла, что у меня нет сил и времени разбираться в очень сложном материале (на тот момент начался курс по нейронным сетям), и я решила сменить майнор.
Это решение мне далось тяжело, но я вынесла для себя две важные мысли. Во-первых, при необходимости можно освоить материал позже. В интернете есть курсы в свободном доступе, в том числе от ФКН. Во-вторых, нужно беречь своё психическое и физическое здоровье: если осознаю, что не справляюсь, нужно позволить себе дать «слабину» (что слабостью не является), перестать гнаться за всем подряд. Чтобы не потерять любовь к учебе, нужно избавиться от излишнего перфекционизма и синдрома самозванца.
— Как проходила ваша учеба? Сложно ли было учиться в период пандемии?
— Учиться было сложно, особенно на дистанте. Мне было тяжело из-за разницы с московским временем, +4 часа. Когда пары заканчивались в 16:00, для меня это было восемь вечера. Когда проводились вечером консультации, для меня это было около полуночи. Я чувствовала себя в вакууме, в изоляции от всех: не только от преподавателей, однокурсников, друзей, которые находились от меня в трех тысячах километров, но и от родной семьи, которую я не видела целыми днями из-за того, что у нас полностью не совпадал режим дня. И, конечно, было непросто в конце модуля и на сессионных неделях. В моменте казалось, что нужно сделать невозможное, выучить необъятное, понять невообразимое. Теперь всё это позади, и я восхищаюсь однокурсниками и преподавателями, которые по шесть-восемь часов слушали нас на экзаменах, оставаясь внимательными, терпеливыми и объективными к нашим ответам. Сейчас с однокурсниками мы вспоминаем экзамены с улыбкой и чувством ностальгии.
— Какие дисциплины давались сложнее всего?
— «Программирование для лингвистов» и «Компьютерные инструменты лингвистического исследования» (КИЛИ) были предсказуемо трудными. Трудно писать чистый код, писать явно и просто, а не хаотично, мыслить алгоритмически, когда раньше этим никогда не занимался, и эти навыки приходят только с опытом через написанные и отдебаженные (т.е. исправленные от англ. debag) тысячи строк кода. Также было тяжело сдавать зачетные единицы по морфологии и языкам мира. Для этого тоже нужно было научиться мыслить иначе, «типологически». Когда являешься носителем русского языка, знаешь английский и французский/немецкий, разбор грамматики экзотического языка может стать настоящим испытанием для студента, только начинающего свой тернистый путь в лингвистике.
А любимыми дисциплинами были введение в лингвистику и нейролингвистика (1 курс), программирование на Python и КИЛИ (2 курс), лингвистическая экспертиза (4 курс). Во втором семестре третьего курса, когда я училась в Москве, больше всего мне нравилась психо/нейролингвистика, ради которой я и участвовала в программе мобильности, и французский язык.
— Какие soft skills вы приобрели помимо базовых знаний?
— Наверное, основное – это умение учиться, не стесняться задавать вопросы и просить помощи, вступать в дискуссию, подвергать что-то сомнению. А еще коммуникативные навыки, особенно умение знакомиться с вышкинцами в неожиданных местах.
В школе я была зажатым и стеснительным ребенком. По многим предметам я учила и воспроизводила только то, что было написано в учебнике, ни шага в сторону. Было страшно совершить ошибку, сказать что-то не так, не получить одобрения со стороны учителя. Вышка с самых первых семинаров учит смотреть вширь и вглубь, даёт возможность высказаться.
Я не боюсь обращаться за помощью, и я рада и готова делиться тем, что знаю. Университет — это не только про получение знаний, но и про обмен. Это очень здорово!
Это были невероятные четыре года, за которые я очень много чему научилась, но тем не менее мне сложно назвать навыки, в которых я уверена на 100 %: впереди еще целая жизнь, чтобы их развивать и совершенствовать.
— С чего начался ваш интерес к нейролингвистике? Участвовало ли вы в исследовательских проектах?
— Мой интерес к нейролингвистике начался с самого первого семинара. На первом курсе посещение семинаров по нейролингвистике и дополнительных семинаров — «Нейропятниц», вызывало ощущение бабочек в животе. Помню, как вечерами после семинаров звонила своей маме (она работает медсестрой в кабинете невролога) и рассказывала всё, что я узнала за день: про нейроанатомию, психические процессы, речевые патологии.
Весной 2021 года в Нижний Новгород приезжала Анастасия Александровна Лопухина, привозила айтрекер (окулограф, аппарат для регистрации движения глаз) из московского Центра языка и мозга для проведения эксперимента в нижегородской школе и читала лекцию по детской речи. Тогда я первый раз принимала участие в эксперименте.
Анастасия Александровна вдохновила меня изучать чтение у младших школьников и была моим научным руководителем на втором курсе, чему я очень благодарна. В рамках курсовых работ на втором и третьем курсе я занималась разработкой и стандартизацией теста, оценивающего навыки чтения. Очень много сил было вложено в этот проект, который продолжает развиваться под руководством Нины Станиславовны Здоровой. Сейчас он направлен на оценку навыков чтения не только монолингвальных детей, но и билингвов.
Также на третьем курсе я принимала участие в гранте по сбору данных для теста на слухоречевую память.
Наличие исследовательского опыта позволило мне дважды на третьем курсе съездить в Университет «Сириус» на образовательные интенсивы по когнитивным исследованиям. Было здорово!
— Оставалось ли у вас время на внеучебную деятельность при такой учебной нагрузке?
— Благодаря тому, что я жила в общежитии на Львовской, внеучебная жизнь прошла у меня замечательно. На первом курсе я состояла в студенческом совете общежития «Hostel HSE», была дизайнером, а также проверяющим чистоту в общежитии. На первом курсе принимала участие в организации «Survival», летом — «ВыШЭ fest». В конце первого курса я поняла, что мне сложно совмещать учебу и активную внеучебную деятельность. Я ушла из Студсовета, но не перестала общаться с ребятами и стала уже не организатором мероприятий, а их частым посетителем и участником.
Все четыре года мне очень везло с соседками по общежитию! Свой идеальный вечер на 1-2 курсах я бы описала так: свежеиспеченные шоколадные печенья, песни под гитару, настольные игры или просмотр советского фильма. И такие вечера были довольно часто.
Также своей богатой внеучебной жизнью я обязана своему одногруппнику и лучшему другу Егору, который в мае на первом курсе в первый раз позвал меня на настольные игры. Наша компания настольщиков — одни из самых близких для меня людей. Теперь, если я оказываюсь в другой компании и меня предупреждают, что какая-то настольная игра «затяжная и сложная, дольше двух часов», меня это не пугает, мы с друзьями и восемь часов играли в одну партию.
За четыре года у меня появилось и сменилось много увлечений: училась вязать крючком, плести макраме, играть на укулеле, рисовать пастелью, на 4 курсе и до джазовых танцев дошло. Одно из главных увлечений, которое у меня появилось во время учебы в Вышке и осталось, — это бег. Я принимала участие в таких забегах, как «Беги, герой», Зеленый марафон, Марафон 800, RUTS: три раза участвовала в составе корпоративной команды Вышки и три раза — как одиночный бегун. Бег в одиночку или в компании единомышленников был одним из источников энергии, который помогал и поднимал настроение в простые и непростые времена.
— Как вы планируете строить свою карьеру после окончания вуза?
— Я часто принимаю спонтанные решения, которые, оглядываясь назад, уже кажутся закономерными и необходимыми. Но они ставят под сомнение планы, которые у меня есть на будущее. Главная моя цель и план: не стоять на месте, развиваться и учиться. Если первые три курса я думала о том, что после окончания вуза я буду дальше двигаться в области когнитивных наук, то осенью на четвертом курсе я решила сменить коренным образом свою деятельность. Сейчас я прохожу обучение в Школе программирования 21 от Сбербанка, на данный момент у меня идёт курс по языку программирования C. Это сложно и очень интересно, позволяет заглянуть во внутренние механизмы операционных систем и других языков программирования, в том числе Python. В ближайшее время я планирую развиваться в данном направлении.
В 2024 году на программу «Фундаментальная и прикладная лингвистика» ведется набор на 30 бюджетных, 20 платных мест и 1 платное место для иностранцев. Почитать о программе и подать на нее документы можно здесь.