«Снова и снова заходить на глиссаду решения, чтобы найти посадочную конфигурацию»
Анастасия Сахновская поступила в нижегородскую Вышку на программу широкого бакалавриата «Компьютерные науки и технологии» по направлению «Прикладная математика и информатика», воспользовавшись правом поступления без вступительных испытаний. У Анастасии в активе были две победы в перечневых олимпиадах и огромное желание изучать точные науки. О своем опыте участия в олимпиадах и о том, что помогает в достижении целей, Анастасия рассказала службе портала.
– Как вы готовились к поступлению? Был ли результат ЕГЭ ожидаемым?
– К поступлению я подходила плавно. Репетиторов не было, потому что в Лицее №40 были хорошие учителя, и у меня были отличные курсы постсопровождения от программ «Сириуса», плюс с восьмого класса я училась на направлениях физики и математики в Заочной физико-технической школе (ЗФТШ). Я сочла, что этого будет достаточно, и родители были со мной согласны.
Результаты ЕГЭ у меня такие: 97 баллов по русскому языку, 97 – по математике и 98 – по физике. Честно признаюсь, результат по русскому был для меня приятным сюрпризом. Я ожидала куда более скромных баллов. Тем более, что, рассчитывая поступать БВИ, к нему никак не готовилась.
– В каких олимпиадах вы участвовали? Какими результатами вы гордитесь?
– В олимпиадах я участвовала с 5-го класса. Сперва это были олимпиады по математике, с 6-го класса присоединилась физика, которая быстро вышла на первый план. Олимпиады мне очень нравились: интересные задачи, вызов, азарт. И да, очень серьезный бонус при поступлении в виде БВИ, но, справедливости ради, это я осознала только в 9-ом классе.
Наверное, больше всего я горжусь достижением цели, которую поставила для себя еще в 9-ом классе: в 11 классе взять диплом победителя в перечневой олимпиаде 1-го уровня, потому что он дает БВИ во все лучшие технические вузы нашей страны. Цель была непростая, потому что призером в перечневых 1-2 уровня я была стабильно, а вот победа мне никак не давалась. При этом конкуренция в 11 классе выше, чем в 7-10, так что победителем стать еще сложнее. Поэтому я была страшно рада, когда в моем личном кабинете участника олимпиады «Физтех» рядом с баллами появилась надпись «победитель».
Самое смешное, что в Вышку я в итоге поступала по другой олимпиаде, потому что из-за набора ЕГЭ удобнее было использовать диплом перечневой олимпиады по математике, а не по физике, но радость не всегда рациональна. А я до сих пор помню то ликование, которое ощутила, увидев заветный статус.
– Как формировался ваш интерес к точным наукам?
– Забавно, но я класса с пятого-шестого увлекалась физикой и математикой, а школьная информатика мне совсем не нравилась, казалась скучной – у меня сложилось впечатление, что там совсем нет места творчеству, поиску нового, а требуется лишь работа по некоему шаблону, и мне это было неинтересно.
В конце шестого класса я впервые побывала на физической смене в «Сириусе», перешла из обычной школы в Лицей №40, и мое увлечение точными науками вышло на новый уровень. В «Сириусе» я познакомилась с такими же увлеченными ребятами, и грызть гранит науки вместе стало намного интересней. Я позже снова проходила отбор на смены в «Сириус», но тот первый раз действительно определил очень многое в моей жизни, многое изменил во мне самой.
В тот период я увлеклась решением физических задач, мне очень нравилось строить и анализировать физические модели, искать подвохи и выходить на оптимальный путь для решения. Так что к концу девятого класса математика немного отошла на второй план, а физика занимала большую часть моего времени. Поэтому выбором профиля я не мучилась и пошла в 10 «Ф» класс, мечтая поступить на физическое направление, чтобы стать после института физиком-исследователем.
Наши уроки проходили в Институте прикладной физики Российской Академии наук (ИПФРАНе), поэтому у меня была отличная возможность много общаться со студентами Высшей школы общей и прикладной физики и даже с сотрудниками лабораторий ИПФРАНа, которые охотно делились подробностями работы, рассказывали о сложностях и «подводных камнях», о существовании которых они и не подозревали, когда поступали в вуз. Я об этих «камнях» тоже не подозревала, и для меня стало большой неожиданностью, что работа физика на 99% состоит совсем не из того, что я себе представляла в мечтах.
Конечно же, я не отказалась сразу от своих планов, но все-таки стала оглядываться по сторонам, и на Дне открытых дверей в МФТИ сходила не только на презентацию Физтех-школы физики и исследований им. Ландау (ЛФИ), куда столько лет мечтала поступать и куда имела БВИ, но и на презентацию Физтех-школы прикладной математики и информатики (ФПМИ), а потом поговорила со студентами, которые работали на стендах. Тут-то и выяснилось, что школьная информатика имеет столь же мало общего с работой высококлассного программиста, сколь и школьная физика с работой физика в лаборатории. Вот только совсем в другую сторону. Поиск решения сложных задач, имея ограниченное количество инструментов, рационализация решения, дотошный поиск ошибок – собственно, это именно то, что мне всегда так нравилось. Возможность творчески применять свой интеллект и знания, чтобы получить конкретный заданный результат. И да, создавать что-то новое и нужное, а не просто «нажимать на кнопочки» или раз за разом использовать готовые шаблоны. А если пойти еще дальше, то и вовсе можно замахнуться на работу с искусственным интеллектом.
– У вас был большой выбор вузов и программ для поступления, почему именно «Прикладная математика и информатика» и нижегородская Вышка?
– Программу ПМИ из всех ИТ-направлений я выбрала потому, что мне показалось, что она дает наиболее широкие возможности в будущем. Нижегородская Вышка привлекла меня именно объединенным бакалавриатом «Компьютерные науки и технологии», на котором первые два года направления «Прикладная математика и информатика» и «Программная инженерия» обучаются вместе, и окончательно определиться с треком нужно к третьему курсу. То есть у меня будет время, чтобы углубиться в будущую профессию, поработать в реальных проектах и понять, что именно мне ближе, и какой учебный план старших курсов максимально отвечает будущим профессиональным потребностям. И да, на Дне открытых дверей нижегородской Вышки мне очень понравилась анонсированная практикоориентированность, то есть возможность, еще будучи студентом, работать в реальных проектах вместе с командой будущих коллег. Считаю, это очень ценно для успешной карьеры.
Дополнительным очень важным лично для меня плюсом было то, что кампус находится в моем родном городе, и мне не нужно никуда уезжать.
– Какая ваша черта помогает вам в достижении целей?
– Наверное, упорство – не бросать сложную задачку после первой неудачной попытки, а снова и снова, если использовать терминологию пилотов, заходить на глиссаду решения, и пытаться найти посадочную конфигурацию. И еще мне очень повезло в том, что я люблю учиться. Это происходит не через силу и потому что надо, в просто потому, что мне интересен сам процесс. Интересно открывать новые горизонты, применять новые инструменты, решать задачи и получать красивый результат. Наверное, именно поэтому я так полюбила именно математику и физику – там как раз требуется решение задач, и мне всегда нравилось, если удавалось найти максимально рациональное решение. Так, чтобы было красиво.
– Кем бы вы хотели стать в будущем?
– Мне хотелось бы стать высококлассным программистом, научиться работать с этим совершенно новым для меня инструментом. Я отдаю себе отчет, что тут я буду пока наивным новичком, но настроена очень усердно учиться, чтобы овладеть тонкостями программирования. Самые основы я изучала этим летом, но понимаю, что это только самые азы. Так сказать, кинематика на уровне 7-го класса. Но я ведь для того и поступила в Университет, чтобы получить нужные знания и стать молодым специалистом, который потом будет учиться и повышать квалификацию всю свою профессиональную жизнь. Так что у меня пока что все впереди.
Узнать подробнее о программе «Компьютерные науки и технологии» и встретиться с академическим руководителем можно на Дне открытых дверей НИУ ВШЭ – Нижний Новгород 8 сентября в МТС Лайв Холл (ex. КЗ «Юпитер»).