«Цифровой маркетинг»: от программы к образовательному пространству
Маркетинг - одна из самых динамичных и технологичных индустрий, чутко реагирующая на изменения рынка. В связи с этим контент образовательной программы бакалавриата «Цифровой маркетинг» ежегодно обновляется, адаптируясь к новым инструментам и предвосхищая будущие тренды. Как происходит актуализация учебного материала для подготовки digital -специалистов, рассказывает project-менеджер программы Александра Привалова.
Александра Привалова
— В 2021 году, когда разрабатывалась образовательная программа «Цифровой маркетинг», мы находились в совершенно других рыночных условиях и при выстраивании модулей программы держали фокус на изучении традиционных инструментов digital-маркетинга. На сегодняшний день рекламный инвентарь радикально изменился, так же как и стратегии оптимизации рекламных кампаний и тестирования объявлений, появились сложные алгоритмы поиска целевых аудиторий и новые площадки продвижения. Например, изначально в программе планировалось отдельное изучение двух рекламных площадок: VK Рекламы и myTarget. Но экосистема VK расширилась после объединения платформ, и эти изменения должны отражаться в учебной программе. Также мы добавили изучение Telegram Ads ー инструмента, которого при запуске программы еще не было. Мессенджер Telegram уже обогнал VK по дневному охвату, поэтому мы пристально следим за его развитием. Чтобы в будущем быть успешными специалистами, нашим студентам необходимо понимание работы с этим и другими новыми инструментами.
Мы видим, что, несмотря на уход с рынка многих зарубежных игроков и отключение рекламных возможностей на некоторых зарубежных площадках, среди ТОП-10 рекламодателей не произошло масштабных перестановок. Такой результат стал возможным благодаря комплексным усилиям отечественных рекламных площадок, которые быстро заполняют нишу, образовавшуюся после ухода западных сервисов, и предлагают бизнесу эффективные решения для продвижения. Поэтому будущие выпускники «Цифрового маркетинга» однозначно должны хорошо знать возможности новых рекламных площадок.
Еще один пример необходимой адаптации образовательной программы – это включение в учебный курс модуля о маркетинге на маркетплейсах, которые сегодня играют огромную роль для потребителей и бизнеса. При разработке программы планировалось включить эту тему в обзорном формате для изучения на 3 курсе. Но самостоятельность и масштаб темы маркетплейсов стали очевидны. Поэтому теперь студенты в рамках отдельного курса по маркетплейсам будут изучать специфику продвижения товаров и услуг на базе рекламного инвентаря маркетплейсов (Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет).
— Сегодня требования к digital-специалистам меняются не только в области конкретных знаний и умений. Как программа способствует всестороннему развитию студентов?
— Наш учебный план основан на балансе между фундаментальными знаниями, профильными дисциплинами digital-маркетинга и развитием гибких навыков, так как в digital одинаково важны hard и soft skills. Поэтому наряду с основополагающими предметами мы вводим в программу, например, коучинг и бизнес-этику. Полученные знания студенты отрабатывают на практике, взаимодействуя друг с другом в проектных командах, учатся брать ответственность за результаты, распределять обязанности и быть лидерами.
В дальнейшем добавим занятия по эффективным публичным выступлениям и блок по самопрезентации и дизайну: так будущие маркетологи смогут научиться не только генерировать интересные идеи, но и грамотно их презентовать.
— Происходит ли корректировка только теоретического материала, или практическая часть обучения тоже изменяется?
— При разработке программы мы делаем ставку на практико-ориентированный подход к обучению цифровых маркетологов. С первых лекций студенты изучают теорию и решают кейсы, с которыми сталкиваются реальные компании. Лекторами выступают практики из индустрии digital-маркетинга, которые профессионально занимаются им много лет. В этом учебному году, например, перед студентами выступал начальник отдела розничного маркетинга «Максавит» Антон Хворостянов, специалист по созданию уникальных ресторанных концепций Наталья Балашова, креатор из Narrators Agency Слава Лобанов.
Общение с опытными лекторами помогает ребятам лучше понять специфику цифрового маркетинга в разных сферах и выбрать вектор для индивидуального карьерного трека: работать в холдинге или занять нишу в малом бизнесе, уйти в аналитику или креатив.
Студенты общаются со спикерами не только в аудиториях университета, но и посещают офисы успешных маркетинговых кампаний. Встречи в офисе digital-агентства E-Promo, индустриального партнера программы, стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Это отличная возможность для студентов посмотреть, как устроена работа в агентстве, пообщаться с топовыми маркетологами, завести полезные связи в профессиональном сообществе.
Также для студентов НИУ ВШЭ — Нижний Новгород в прошлом учебном году была организована пилотная экскурсия в московский офис VK. В ходе мероприятия студенты познакомились с корпоративной культурой компании и узнали, как стать частью команды. Экскурсия по офису позволила студентам окунуться в атмосферу и увидеть, как изнутри устроен один из крупнейших интернет-холдингов России.
— Какие способы самореализации доступны будущим digital-специалистам помимо учебной программы?
— Программа «Цифровой маркетинг» — это не просто образовательное направление, а динамичное сообщество специалистов, способных трансформировать маркетинговую индустрию. Среди наших студентов нет случайных людей. Амбициозность, общность взглядов, сплоченность и желание работать стали визитной карточкой программы с самого первого набора. Видно, что студенты пришли не за «корочками», а за конкретными навыками, и маркетинг для них — это не только профессия, но и образ жизни.
Уже во время учебы студенты разных курсов совместно работают над фриланс-проектами: организовав собственную SMM-команду, привлекают друг друга к рабочим задачам. Самых инициативных ребят мы подключаем к созданию контента для соцсетей НИУ ВШЭ ー Нижний Новгород, потому что никто не сможет лучше рассказать о программе, чем сами студенты.
Мы поддерживаем самостоятельное развитие ребят и со следующего учебного года брендируем аудиторию университета, которая станет центром притяжения деятельных студентов. Это будет современное, оборудованное всем необходимым пространство, где студенты смогут проводить встречи в неформальной обстановке для обмена идеями и опытом, работать над проектами, общаться в комфортной обстановке и заводить полезные знакомства среди единомышленников.
— Каким вы видите дальнейшее развитие программы «Цифровой маркетинг» в НИУ ВШЭ ー Нижний Новгород?
— Для того чтобы стать по-настоящему успешным маркетологом, студенту необходимо обладать широким профессиональным кругозором и понимать контекст работы современного бизнеса. Поэтому мы продолжим регулярно обновлять нашу образовательную программу, опираясь на отзывы студентов и актуальные тенденции рынка, добавлять востребованные образовательные блоки. В планах: увеличить ежегодный набор и предложить студентам возможность выбирать узкую специализацию, например, углубиться в изучение платных рекламных каналов, контент-маркетинга и продакшена. Планируем также расширить направление по работе с данными, добавить в программу комплексное изучение методов анализа и технологий маркетинговых исследований.
Кроме того, мы намерены расширять пул индустриальных партнеров программы, акцентируясь на лидерах рынка. Одним из ключевых направлений станет привлечение экспертов и практиков для проведения мастер-классов, семинаров и тренингов. Это позволит нашим студентам быть в курсе индустриальных тенденций и перенимать лучший опыт коллег-практиков.
Мы даем студентам все необходимые инструменты для профессионального роста, возможность взаимодействовать с потенциальными работодателями и осуществлять собственные идеи. Двухгодичный опыт реализации образовательной программы в НИУ ВШЭ ー Нижний Новгород показывает, что выбранный нами подход к обучению делает студентов максимально подготовленным к старту карьеры, и у многих она начинается уже во время обучения.