Анализируй это: как аналитики помогают бизнесу расти
Тренд на постоянное внедрение новых технологий и цифровизацию бизнеса создает спрос на специалистов, которые могут анализировать данные, оптимизировать процессы и находить передовые решения для повышения эффективности. Именно поэтому профессия бизнес-аналитика входит в топ-5 самых востребованных профессий в ИТ по данным hh.ru.
С увеличением объема данных, собираемых компаниями, возрастает потребность в анализе этой информации для принятия стратегических решений. Кроме того, компании стремятся лучше понимать своих клиентов и предлагать им персонализированный опыт, что делает бизнес-аналитику всё более важной для анализа поведения потребителей. О том, как овладеть этой профессией будущего, и как процесс обучения перекликается с реальными рабочими задачами, мы поговорили с Алиной Сивовой, студенткой 2 курса магистерской программы «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте» нижегородской Вышки.
– Так совпало, что выйти на мое текущее место работы мне удалось фактически с помощью курса по выбору «Бизнес-аналитика высокотехнологичных отраслей», реализованного в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ. Этот курс я выбрала лишь по описанию, совершенно не имея четкого представления о том, что конкретно я буду изучать. В тот период аналитика для меня означала преимущественно работу с данными и подготовку красивых аналитических отчетов. Однако на первом занятии мое представление об аналитике в корне преобразилось – в понимании разделов бизнес-аналитики появилось место для понятия «системный анализ». Финальным заданием после лекций курса стало написание требований для разработчиков (воображаемых, но тем не менее) к примеру, фичи (от английского feature – особенность, необычное свойство) телефонии. Проект должен был быть представлен в виде документации с требованиями, диаграммой процесса, критериями приемки и макетом. Фактически это все то, чем я занимаюсь сейчас! Мой день системного аналитика также состоит из написания требований и подготовки иных материалов для разработчиков, добавилось лишь прямое общение с ними и усложнение самих реализуемых фич в силу их реальности и разнообразия.
Елена Тарунина, соруководитель программы «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте»
Специалист по анализу и моделированию бизнес-процессов должен обладать широким спектром компетенций, в числе которых можно выделить несколько основных, на мой взгляд. Во-первых, это навыки командной работы и коммуникационные навыки. Во-вторых, он должен иметь навыки сбора и анализа данных, которые помогают принимать обоснованные решения, уметь анализировать текущие бизнес-процессы в компании, выявлять избыточные или неэффективные этапы. В-третьих, ему необходимы знания в области IT и цифровых технологий, в том числе умение работать с инструментами для анализа больших данных, такими как SQL, Python и другими. И, в обязательном порядке, специалист, занимающийся бизнес-аналитикой, должен понимать теоретические основы управления бизнес-процессами и опытом практической работы с инструментами, которые используются для моделирования процессов. В рамках нашей магистерской программы «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте» студенты получают знания по моделированию бизнес-процессов в BPMN (Business Process Model and Notation) и навыки практической работы в специально созданном для моделирования бизнес-процессов программном пакете Stormbpmn. Нацеленность на практическую подготовку и работу с различными программными продуктами я считаю важной составляющей обучения на нашей магистерской программе.
– Алина, расскажите про свои рабочие задачи по анализу бизнес-процессов. Что из изученного в магистратуре (какие знания, навыки) пригодилось в работе?
– Первое, с чего начинается анализ, – это сбор информации от всех заинтересованных лиц, и, на мой взгляд, это самый сложный этап. Позже начинается подготовка документации – подготовка диаграмм, критериев, описания процесса и иные аспекты его будущей работы, которые разработчику необходимо учесть. Здесь отмечу, что магистратура помогает развить как мягкие, так и жесткие навыки, которые используются в задачах почти ежедневно. В первую группу явно попадают навыки коммуникации и работы в команде. Отмечу, что в магистратуре почти все финальные задания, связанные с подготовкой проекта, подразумевают слаженную работу и эффективную коммуникацию в группе. В рабочей среде точно так же – без навыка общения ни одна задача не уйдет дальше постановки. С точки зрения хард скиллов мне очень помогает изучение нотации BPMN в рамках ранее указанного курса. Данный тип диаграмм процессов – один из наиболее часто встречающихся в рабочем процессе, достаточно простой для изучения, а также наиболее понятный для презентации людям, не имеющих отношение к бизнес-анализу. Также очень помогло изучение figma при сдаче проекта по «Бизнес-аналитике высокотехнологичных отраслей». Уже на работе я смогла сократить время для сдачи фичи, подготовив макет вместо дизайнера. Нельзя также не упомянуть навыки и самого анализа информации. Пускай не все курсы в магистратуре дают информацию о системном анализе, однако все они предполагают изучение аспектов сбора качественной информации и ее способов демонстрации. Вспомнить хотя бы недавний проект по стратегическому анализу компаний, регионов и отраслей – чистый анализ в виде поиска, обработки и очистки информации для презентации.
Ангелина Павлова, практикующий бизнес-аналитик, приглашенный преподаватель по курсу «Бизнес-аналитика высокотехнологичных отраслей»
Моделирование бизнес-процессов – ежедневная рабочая задача значительной части бизнес-аналитиков. Крупные компании-работодатели разных сфер (промышленные, IT, добывающие), которые имеют процессный подход, а также предлагают клиентам визуализацию процессов для более эффективного внедрения решений, постоянно заинтересованы в найме аналитиков, имеющих опыт и кейсы по построению бизнес- и системных процессов в популярных нотациях, таких как BPMN 2.0.
Существует большое количество программ для моделирования бизнес-процессов, и наша цель была отобрать ПО, которое используют многие российские компании и которое обеспечивает профессиональное построение и весь возможный функционал, связанный с процессами.
В процессе обучения студенты строят бизнес-процессы в нотации BPMN 2.0. На нашем курсе мы сразу остановили свой выбор на известной профессиональной российской программе Stormbpmn, создателем которой является эксперт по процессному подходу Денис Котов. Денис создал целое комьюнити для молодых и опытных специалистов, поэтому я советую сразу начать интересоваться «процессной жизнью» с первых занятий, чтобы влиться в это обширное направление бизнес-анализа.
– Считаете ли вы работу с бизнес-процессами интересной, и какие ваши личные впечатления от работы в данной сфере?
– Работа с бизнес-процессами действительно очень интересна, она будто позволяет всегда поддерживать мозг в тонусе, заставляя его постоянно думать. Задачи разноплановые, не позволяющие заскучать и погрузиться в обыденность будней.
Наверное, самая увлекательная часть – делать диаграмму процесса. Тут есть место и творчеству, и строгому аналитическому расчету – ведь диаграмма должна быть понятной, читаемой и информативной. Но, конечно, особенно приятно получить положительную обратную связь по проделанной работе. Стоит в целом уточнить, что мне также нравится в данной работе возможность почувствовать свой результат, действительно ощутить и увидеть часы своей работы. Надеюсь, что впереди меня ждет долгая и успешная карьера в этой сфере, а плоды деятельности действительно будут приносить пользу как и коллегам, так и будущим пользователям.