Сдать Project Proposal и обрести «свой голос» в научном диалоге
Один из обязательных этапов, который проходят все, без исключения, студенты выпускных курсов Вышки, – это подготовка и защита проекта выпускной квалификационной работы (ВКР) на английском языке – Project Proposal. Защита проекта имеет статус экзамена и проверяет готовность к устному представлению и защите результатов научного исследования по теме ВКР.
В процессе подготовки к защите у студентов «прокачивается» целый комплекс «мягких» умений: поиск, обработка, структурирование информации, ее критическое осмысление, способность представить ее письменно и устно на английском языке. В результате студенты приобретают ценный опыт, который однозначно пригодится в профессиональной сфере и будет востребован на рынке труда, в том числе на международном. В чем особенность Project Proposal и что нужно для успешной защиты, мы узнали у Марии Курьян, доцента департамента английского языка факультета гуманитарных наук.
Мария Курьян
– Мария Львовна, как Project Proposal встроен в общий образовательный процесс в Вышке?
– Подготовка и защита Project Propоsal представляет собой логический итог изучения дисциплины «Академическое письмо на английском языке». Эта дисциплина последовательно, шаг за шагом, знакомит ребят с особенностями академического дискурса: начиная от характерных черт академического английского, заканчивая критическим обзором статей и приемами интегрирования их идей в собственную исследовательскую работу. Важным этапом изучения дисциплины выступает написание обзора литературы по теме проекта, а итоговым заданием является создание текста всего проекта. По окончании дисциплины студенты выходят на итоговую защиту проектов (то есть речь идет о двух программах: Академическое письмо (факультатив) и Защита проекта (экзамен, обязательный для всех)).
Если говорить о месте Project Propоsal в общем образовательном процессе, то это аккумулирование тех знаний и умений, которые учащиеся развивали в рамках научно-исследовательских семинаров, проектных семинаров, подготовки курсовых работ.
– Из каких блоков состоит защита проекта ВКР и какие навыки она позволяет прокачать?
– Прежде всего, это подготовка текста Project Proposal: подробное описание планируемого исследования с обоснованием актуальности научной проблематики, структурированным глубоким анализом англоязычной академической литературы по теме, освещением методологии будущей работы, прогнозированием ожидаемых результатов. То есть проект на английском – это синопсис диплома, отражающий его суть. Безусловно, это и отличная подготовка к написанию ВКР – некий фундамент, на основе которого будет легче и эффективнее выстроить финальную работу.
Оценка за текст проекта составляет 50% от итоговой оценки за Project Proposal. Остальные 50% складываются в равных пропорциях из оценки за презентацию основных аспектов работы и за ответы на вопросы комиссии. Важно отметить, что на защите, наряду с преподавателями «Академического письма», присутствуют специалисты с ведущих кафедр, что делает экзамен действительно высококлассной проверкой готовности студента представлять результаты своего исследования, участвовать в их обсуждении, аргументировать позицию, опираясь на актуальные научные источники, – и все это на английском языке. То есть речь идет о достижении такой степени экспертного знания, которая позволила бы полноценно осуществлять научную коммуникацию и участвовать в профессиональных обсуждениях на международном уровне.
Концепция развития англоязычной компетенции студентов НИУ ВШЭ позволяет заключить, что владение английским на завершающем курсе бакалавриата подразумевает минимальный уровень В2. Еще несколько важных выжимок из Концепции:
• «К концу выпускного курса все студенты бакалавриата и специалитета НИУ ВШЭ должны уметь представлять результаты своего научного исследования или проекта на английском в устной и письменной форме».
• «По окончании ОП бакалавриата и специалитета студенты должны быть готовы к осуществлению профессиональной деятельности с использованием английского языка, работе в международной среде и получению дальнейшего образования по англоязычным программам магистратуры».
К новым навыкам, развиваемым в ходе подготовки проекта, можно отнести работу с англоязычными научными текстами: их поиск, резюмирование, критический анализ, коммуницирование идей из академических источников в рамках собственного исследования. Студенты приобретают «свой голос» в научном диалоге, учатся смотреть на вопросы/проблемы практического характера в более широком академическом контексте. Можно сказать, что у них появляется еще одна «линза», через которую можно воспринимать и структурировать реальность в рамках их профессиональной специализации.
– Что является итогом программы подготовки и как студенты могут потом применить полученные компетенции?
– Итогом программы является развитие академических и профессиональных компетенций учащихся, которые предполагают активацию ряда когнитивных функций самого высокого уровня: рефлексии, оценивания, применения полученного знания для создания нового опыта. Очевидно, что данные умения принципиально важны и для повседневной жизни, с ее информационной насыщенностью и постоянным обновлением информации, и для личностного роста, и для жизни в профессиональном сообществе.
Алина Пшенко, ведущий эксперт отдела координации проектной деятельности, выпускница НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде
Дисциплина Academic Writing была невероятно сильной теоретической и практической базой для написания Project Proposal в рамках обучения на 4 курсе. У меня не было сильных проблем с английским, однако, существующего уровня языка и дополнительных знаний не хватало для написания подобного вида работы. Дисциплина дала возможность не только понять структуру, взаимосвязь между частями текста и пр., но и научиться писать на академическом английском! Во-первых, эти знания и навыки позволили мне успешно сдать Project Proposal. Во-вторых, в будущем я планирую углубиться в академическую деятельность и, возможно, когда-то мне придется писать статьи не только на русском языке.
Занятия дисциплины «Академическое письмо на английском языке» 2024/2025 начнутся с ноября.