• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как учиться в Вышке: советы ректора

10 октября ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов и другие руководители университета встретились с победителями Всероссийской олимпиады школьников и олимпиады «Высшая проба», которые в 2014 году поступили в НИУ ВШЭ. Первокурсники смогли из первых рук узнать, как с максимальной пользой провести в Вышке ближайшие четыре года.

Кто пришел в Вышку

Студентами ВШЭ помимо 39 победителей стали в этом году еще 89 призеров Всероссийской олимпиады школьников. Большинство из них составили победители и призеры олимпиад по экономике (52 человека), обществознанию (17 человек) и литературе (10 человек) — всего 14 профилей включая также математику, информатику, физику, французский язык и даже биологию. По количеству победителей и призеров «Всероса» ВШЭ вновь заняла второе место среди всех российских вузов, уступив только Московскому государственному университету имени М. В. Ломоносова.

Самой популярной у олимпиадников «Всероса» оказалась программа совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ, на нее поступило треть победителей и призеров. 13 человек пришли на бакалаврскую программу по прикладной математике и информатике, 10 человек — на программу по юриспруденции. Впрочем, были в аудитории и новоиспеченные студенты других бакалавриатов, в частности, будущие политологи и журналисты, которые активнее всех задавали вопросы руководству ВШЭ.

В свою очередь, благодаря олимпиаде «Высшая проба» без экзаменов в московскую Вышку поступили 143 человека, в том числе 40 человек — на различные программы по экономике, 25 — на юриспруденцию и сразу 13 человек — на программу по востоковедению и африканистике. Еще 101 абитуриент, участвовавший в «Высшей пробе», воспользовался при поступлении в Вышку правом зачесть 100 баллов по профильному предмету. В ВШЭ пришли и более 50 победителей и призеров «Высшей пробы» по тем предметам, которые никаких льгот при поступлении в этом году не давали.

Чем заняться в Вышке

Для начала нужно понять, как устроен и работает университет. «Это не привычная вам школа, здесь вы сами за себя отвечаете, — предупредил студентов первый проректор ВШЭ Вадим Радаев. — Преподаватели будут вам «подносить снаряды», а, куда вы будете «стрелять» и будете ли попадать в цель, зависит уже от вас».

Но Вышка — это не только занятия. В университете созданы и живут интересной жизнью множество организаций и проектов, некоторые из них ровесники нынешних первокурсников, а то и старше их. Стоит поискать — и каждый найдет себе околоучебное или внеучебное занятие по вкусу. «Ну а если того, что вам интересно, вы все-таки не найдете, то инициируйте собственный проект, новую традицию, а мы вас поддержим», — сказала ребятам директор по работе со студентами и выпускниками Татьяна Дубова.

Как устроен учебный план

И все же главное в университете — учиться. Точнее даже так: учиться, учиться, учиться и еще раз учиться, — ведь в бакалавриате предстоит провести четыре года. Директор по основным образовательным программам Анна Коровко напомнила студентам, что их учебный план состоит из нескольких элементов. Во-первых, из мэйджоров, «титульных» дисциплин, составляющих основу будущей профессии, их список определен руководителями бакалаврских программ. Во-вторых, из майноров — «дополнительных» к будущей профессии дисциплин, список которых формирует сам студент (они как раз начинаются со второго курса). А кроме этого, есть еще и дисциплины по выбору, и факультативы, связанные с конкретной бакалаврской программой, и общеуниверситетские факультативы, где друг с другом могут «пересечься» студенты самых разных программ и факультетов.

Вышка позволяет зачесть и некоторые «внешние» дисциплины — те, что изучены на летних школах, в других университетах или даже онлайн, например, на платформе Coursera (сама Вышка выложила там целый ряд своих курсов).

Советы ректора

Ярослав Кузьминов дал первокурсникам несколько практических советов, которые помогут им не просто «дожить» до четвертого курса, но и выстроить свою карьерную траекторию.

Совет первый — проверьте свой уровень владения английским языком. Сделать это можно на той же Coursera, записавшись на какой-нибудь англоязычный курс и поняв, можешь ли ты понимать лекции и выполнять задания на английском языке. Для чего это нужно? Дело в том, что Вышка все глубже входит в глобальное академическое пространство, в университете растет число преподавателей и студентов, не говорящих по-русски, расширяется количество англоязычных курсов, в электронной библиотеке ВШЭ огромный массив англоязычной научной литературы. Так что без «рабочего» английского можно просто отстать в учебе. Есть проблемы? Запишитесь в Вышке на дополнительные языковые занятия.

Совет второй — грамотно распределяйте свое время, не пренебрегайте учебой. Не откладывайте самостоятельную подготовку к занятиям на потом: сколько часов на это понадобится — столько и занимайтесь. Наверстать упущенное будет крайне трудно, а вот оказаться отчисленным — легко.

Совет третий — занимайтесь спортом, пусть это даже будет ходьба. Не нужно замахиваться на мировые рекорды, просто помните: чтобы голова хорошо работала, тело должно быть в форме.

Совет четвертый — не упустите возможность стать учебным ассистентом. «Лучшая возможность глубоко понять предмет — это его преподавать», — уверен Ярослав Кузьминов, который в свое время был самым молодым преподавателем МГУ.

Совет пятый — занимайтесь исследованиями и проектной работой. Чем раньше начнете, тем лучше. Вышка как исследовательский университет занимается и фундаментальной наукой, и прикладными разработками по заказу государства и компаний. Профессиональную практику (не для заработка, а чтобы «почувствовать» профессию») студентам желательно осваивать уже с третьего курса. Порядка 80% выпускников ВШЭ работает именно в фирмах, а не на госслужбе или в бюджетной сфере.

Совет шестой — если хотите продолжить академическую карьеру в ВШЭ, поучитесь на магистерских или PhD-программах за рубежом. Получите новый опыт, освойте новые академические техники, а потом возвращайтесь в Вышку. ВШЭ стремится избегать «варения в собственном соку», именно поэтому университет ввел процедуру международного рекрутинга, нанимая сотрудников на глобальном академическом рынке труда.

Чего ждать к концу обучения

По просьбе студентов Ярослав Кузьминов рассказал о перспективах развития ВШЭ на ближайшие пять-шесть лет. Так, Вышка перестает расти количественно. В следующем году откроются несколько новых бакалаврских программ, например, программа по медиакоммуникациям и «переводческая» программа по лингвистике, но на этом будет сделана пауза.

А вот механизмы международного рекрутинга будут расширяться. В предыдущие годы с мирового рынка ВШЭ набирала около 20 преподавателей, в 2014 году — больше 50 (даже обострение отношений и взаимные санкции России и Запада этому не помешали), в дальнейшем эта цифра будет расти. Ректор также надеется, что к концу десятилетия до четверти курсов, которые засчитываются студентам, будут онлайн-курсами. «Благодаря этому вы сможете искать себе партнеров и научных руководителей в зарубежных университетах», — сказал Ярослав Кузьминов.

Активно Вышка будет заниматься своей инфраструктурой. Университет будет следовать концепции «распределенного кампуса», стягивая большинство своих зданий к центру Москвы.

О хлебе насущном

Проблема учебных корпусов заинтересовала первокурсников больше всего. Например, журналисты с Хитровки поинтересовались, почему им приходится ездить на поточные лекции на Кирпичную улицу. Ответ был такой: общие дисциплины изучают крупными потоками, а для этого нужны большие аудитории. В здании на Кирпичной они как раз есть.

А еще журналистам, чтобы пообедать, приходится заглядывать в соседний Трехсвятительский переулок, в МИЭМ (правда, столовая там хорошая). А вот у политологов на Ильинке вообще столовой нет, ближайшая — на Мясницкой, до которой минут пятнадцать пешком. «Поэтому мы вам в расписании «окна» и сделали», — с улыбкой заметила Анна Коровко.

Подняли студенты и вопрос о языковых факультативах, в частности о том, что не на всех программах можно в качестве второго иностранного языка выбрать испанский (предлагается только французский и немецкий). Этой проблемой Ярослав Кузьминов и Анна Коровко пообещали заняться: со следующего года «предложение» по языковым факультативам будет общим для всех факультетов, и испанский язык в этот набор обязательно будет входить.