• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«За 6 месяцев нашли спонсора, получили поддержку госструктур и СМИ»: что дает студентам проектная деятельность

Рынок труда называет базовыми навыками ХХI века эмоциональную и цифровую грамотность, управление вниманием, способность самостоятельно учиться и нестандартно мыслить, готовность работать в команде. Как эти качества раскрываются в проектной деятельности, разбираем с преподавателями Высшей школы экономики.

«За 6 месяцев нашли спонсора, получили поддержку госструктур и СМИ»: что дает студентам проектная деятельность

IT-СИСТЕМЫ ДЛЯ ТРАКТОРОВ И КОМБАЙНОВ

«Представьте себе поля, засеянные пшеницей, на которых работает сельскохозяйственная техника. Для того, чтобы тракторы и комбайны не простаивали, а бензовоз, подвозящий топливо,  проезжал по оптимальному маршруту, нужна единая информационная система, выстраивающая график и маршрут бензовоза», - декан факультета математики, информатики и компьютерных наук НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Наталья Асеева рассказывает об одном из студенческих проектов по заказу агрохолдинга «Весна», но подобных задач – сотни.

Фото IStock

Взаимодействие с вузами в проектной деятельности выгодно для бизнеса: заказчик получает решение задачи или оптимизированный процесс, способный сэкономить ресурсы компании. 

Наталья Асеева
декан факультета математики, информатики и компьютерных наук НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Прототип системы, выполненный студентами Высшей школы экономики, заказчик принял и  готов ее ввести в эксплуатацию с небольшими доработками.  Параллельно мы увидели еще много интересных проектов, которые могут стать как учебной, так и прикладной задачей для программистов, прикладных математиков и бизнес-информатиков, - разработка алгоритмов, разработка информационных систем, написание тестовой системы или анализ бизнес-процессов.

Денис Фоменков, заместитель директора НИУ ВШЭ – Нижний Новгород отмечает, что в реальной жизни выпускники часто работают в междисциплинарных командах, а границы между научными и предметными полями становятся размытыми:

-  Проект редко требует только одной какой-то экспертизы: в одном проекте могут быть востребованы лингвисты, юристы, маркетологи, финансисты, разработчики ПО, инженеры, филологи, data scientist-ы  и много кто еще. Нам надо научить их эффективно общаться и работать в команде.

Фото IStock

ФИЗИКА, АУДИТ И КОНСАЛТИНГ

«Одним из проектов факультета экономики была задача от ведущей консалтинговой компании Нижегородской области по инвентаризации производственных цехов», - декан факультета экономики Мария Штефан отмечает, что студенческим проектом может быть «любая бизнес-задача, дающая результат для принятия решения либо приносящая реальную пользу компании в обозримый промежуток времени».

Мария Штефан
 декан факультета экономики НИУ ВШЭ – Нижний Новгород 

Для того, чтобы посчитать объем краски в ванной, стоящей на полу, и подтвердить остатки материальных запасов незавершенного производства, ребята вспомнили знания физики и математики, включенные в школьную программу. Они прочувствовали на своем опыте, что профессия аудитора заключается не только в изучении аудита и консалтинга, но и в умении применить знания из самых разных дисциплин. Итогом проекта стала инвентаризационная ведомость, включенная в рабочую документацию по проекту, и внешнее финансирование от работодателя. Обычно инвентаризация является стартовой позицией, с которой начинают карьеру сотрудники аудиторской компании. Наши студенты проходят эту ступень уже в бакалавриате.

Если рассчитывать стоимость в рублях, то проекты, выполняемые студентами вузов, позволяют сэкономить заказчику до 500 000 руб.  Обычно команда  проекта насчитывает от 3 до 5 человек, продолжительность проекта от 2 до 6 месяцев. 

«Немногочисленный формат команды позволяет, с одной стороны, распределиться по ролям, с другой стороны каждый участник получает менеджериальные компетенции: «Быть в тайминге с учетом общей загрузки, проявлять лидерство и одновременно гибкость в желании достичь результата, уметь защищать команду», - Мария Штефан отмечает, что это именно те мягкие навыки, которые формирует проектная деятельность.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ = УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ

Запуская проекты, инициированные вузом, ребята становятся сплоченной командой, которой они идут дальше, – на кейс-чемпионаты, олимпиады, в исследования, в бизнес.

Студенты учатся оценивать ресурсы и умело взаимодействовать с ними. Партнером могут выступать органы власти, фонды и НКО, представители бизнеса и СМИ. В ходе проекта сразу понятно, насколько студент ответственно выполняет свои обязанности, какое место занимает в команде и готов ли гибко реагировать на возникающие изменения – эти компетенции остро необходимы для современного рынка труда.

«Бывает, что в проекте что-то пошло не так», - академический руководитель образовательной программы «Управление бизнесом» Светлана Савинова допускает, что иногда в процессе реализации социального или бизнес-проекта возникают ситуации, которые невозможно было предугадать на этапе технического задания. В этом случае ребята совместно с заказчиком дорабатывают первоначальную идею, договариваясь об изменениях в проекте. 

Светлана Савинова
 академический руководитель образовательной программы «Управление бизнесом» 

Одним  из критериев оценки является новизна идеи. В любых проектах – даже,  казалось бы, в консервативной социальной сфере, мы всегда приветствуем свежие идеи и нестандартные предложения.

Отдельного внимания заслуживают проекты, связанные с краудфандинговыми платформами. Это могут быть как бизнес-проекты, так и проекты, имеющие социальную направленность. И в том, и в другом случае ребята должны найти достаточное количество средств, чтобы реализовать свою идею.

- Взаимодействие с краудфандинговыми платформами (такими, как Planeta.Ru) требуют большой тщательности, выверенности, больших дополнительных ресурсов. Команда должна не просто придумать идею, а еще и суметь достойно ее представить на платформе – снять видеоролик, подготовить мотивирующее описание, чтобы привлечь внимание и финансовые средства к своему проекту.

Один из таких социальных проектов «Подзарядись в пути» за 6 месяцев собрал необходимые средства через краудфандинговую платформу на установку зарядных устройств в автобусах Нижнего Новгорода, нашел спонсора, получил разрешение от ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс» и Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, поддержку госструктур и СМИ.

«Поиск спонсоров, готовых вложить средства, поддержка муниципальных органов - непростая задача, но выполнение этих условий открывает ребятам широкие возможности в будущем, - отмечает Светлана Юрьевна.  – Ежегодно только на факультете менеджмента студенты реализуют более 100 различных проектов. Курс по обучению особенностям общения с глухонемыми людьми «На пальцах», проект по популяризации произведений искусства «Без рамок», настольная игра «Pandemia» по развитию эмпатии для сотрудников «РЖД Медицина» - студенческие проекты имеют не только прикладное значение или финансовый результат, но дают участникам нечто большее – ощутимую возможность сделать что-то своими руками, изменить этот мир к лучшему».

«ЛЕСТНИЦА» ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ

Переосмыслить знакомые литературные произведения, найти новые смыслы и приобщить широкий круг людей к гуманитарному знанию призван проект «Лестница» - научно-популярный портал, созданный студентами и преподавателями факультета гуманитарных наук в январе 2020 года. 

Какие 13 подвигов совершил Пушкин, как изучать баллады Жуковского через популярные интернет-мемы и что могли бы рассказать участники дуэли из «Евгения Онегина», если бы оказались в полицейском участке, – регулярно на сайте и в социальных сетях проекта появляются новые тексты и подкасты.

Тимур Хусяинов
заместитель декана факультета гуманитарных наук

«Лестница» развивает у студентов навыки подготовки абсолютно разного контента: мы пишем тексты, разрабатываем веб-квесты, рисуем комиксы, создаем игру-бродилку на тему пушкинской судьбы или собираем  кулинарную книгу по рецептам блюд, описанных Н.В. Гоголем. Все эти интерактивные способы подачи информации с одной стороны, связаны с педагогическими технологиями, а с другой – формируют у студентов навыки, совершенно необходимые современному филологу.

«Лестница», в первую очередь, - образовательный проект, - добавляет автор проекта Оксана Замятина, - он предполагает своеобразную бинарную композицию: с одной стороны студенты узнают что-то новое, а с другой - результатом их работы становится продукт, который помогает привить самой широкой публике интерес к литературе».

Развитие проекта создатели видят в новых форматах подачи материала, а также совместных междисциплинарных выпусках:

-  Существует очень много разных вопросов на стыке с экономикой или юриспруденцией, всем ведь интересно, какова выгода чичиковской аферы с мертвыми душами или в чем заключаются юридические аспекты романов Достоевского. Междисциплинарные проекты могли бы расширить круг вопросов и привлечь более широкую аудиторию.

Фото IStock

СТУДЕНЧЕСКОЕ ПРАВОВОЕ БЮРО – ОПЫТ НА СТАРТЕ КАРЬЕРЫ

На факультете права практические компетенции помогает сформировать Студенческое правовое бюро - уникальная юридическая клиника, работают и управляют которой исключительно студенты.  В активе клиницистов юридические консультации, просветительские мероприятия для школьников и лиц серебряного возраста, судебное представительство при рассмотрении дел клиентов у мировых судей и в районных судах  по жилищному и гражданскому праву, трудовому законодательству, семейному праву.

Сергей Мурзаков
 координатор деятельности СПБ, заместитель декана факультета права 

Студенческое правовое бюро – это возможность найти себя. Пройдя через юридическую клинику, студенты легче определяются с направлением своей деятельности после университета - например, начинают понимать, нравится ли им работа с физическими лицами или нет. С другой стороны, работа в Студенческом правовом бюро – это целенаправленное приобретение, развитие и применение soft skills, необходимых каждому юристу: навыки общения, работы в команде, налаживания психологического контакта. Это и привитие понимания социальной ответственности – неотъемлемой составляющей будущей профессии. И конечно, тот факт, что выпускник имеет практический опыт консультирования, является существенным плюсом при трудоустройстве, определенным «знаком качества» выпускника для работодателей.

КОМПЕТЕНЦИИ ХХI ВЕКА

Проектная деятельность  на факультетах развивает одновременно все так называемые «компетенции ХХI века», независимо от того, это бизнес-задача или социальный проект:

Командная работа. Умение работать сообща, распределять задачи, собирать результаты, проявлять лидерские качества или осознать другие свои сильные стороны  – те мягкие навыки, которые тренирует проектная деятельность.    

Поиск и оценка ресурсов. Ребята учатся искать ресурсы для работы с проектом, оценивать собственные возможности и умело их использовать.

Включенность в течение всего срока проекта. Часто бывает, что поначалу проектная группа начинает воодушевленно работать, потом остаются те, кто вытягивает проект. Поэтому кураторы оценивают индивидуальный вклад каждого студента– вовлеченность в проект, присутствие на встречах, участие в разработке и реализации.

Креативность. Компетенции, которые связанные с поиском и генерацией идей, обязательно найдут применение в будущем.

Коммуникативные навыки. В процессе сбора средств и реализации проекта ребятам приходится коммуницировать устно или письменно с людьми, принимающими решения, оттачивать мастерство переговоров.

Навыки презентации. Донести основную мысль максимально точно и лаконично – полезный навык независимо от сферы деятельности

Соблюдение сроков, уважение к дедлайну. Не бывает проектов бессрочных, к  тому же, когда люди понимают, что ограничены во времени, они становятся более результативными.

Каждый проект – новый опыт для вуза как организатора проектной деятельности, для заказчика и для студенческой команды.  

Анна Бляхман
  директор НИУ ВШЭ — Нижний Новгород 

Уже многие университеты пришли к пониманию, что проектный подход в образовательном процессе дает массу преимуществ, основное из которых - формирование нужных рынку труда компетенций.

При решении фундаментальных, исследовательских задач, а также практических кейсов от работодателей у студента появляется  потребность в новых знаниях, и тогда вместе с заказчиком с одной стороны и с теми, кто способен дать фундаментальные основы с другой стороны, реализация этого проекта становится освоением компетенций в действии.