• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Участникам конкурса «Высший пилотаж» помогут менторы

Участникам конкурса «Высший пилотаж» помогут менторы

© Высшая школа экономики

На официальной странице конкурса проектных и исследовательских работ школьников «Высший пилотаж» стартовала запись на консультации к менторам — студентам НИУ ВШЭ, имеющим опыт выполнения проектов и исследований. Менторы помогут определиться с темами, ответят на вопросы о подготовке работы на конкурс, расскажут о требованиях к публичной защите.

Дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися второй год подряд запускает проект менторской поддержки. В прошлом конкурсном сезоне 29 менторов провели 185 консультаций и подготовили 23 онлайн-урока, касающихся дизайна исследования, недопустимости плагиата, командной работы над проектом и других сюжетов.

Мария Гельфонд, председатель экспертной комиссии по направлению «Филология»

Мария Гельфонд, председатель экспертной комиссии по направлению «Филология»

Менторский проект полезен школьникам во многих отношениях. Во-первых, студенты, как недавние школьники, отлично понимают, что именно вызывает у участников «Высшего пилотажа» сомнения и страхи, и могут помочь с ними справиться. Во-вторых, к менторскому проекту привлекают тех студентов, у которых уже есть некоторый опыт научной работы (в нашем случае обязательным условием участия была защита курсовой работы на 9 или 10 баллов, а это не так часто бывает). К студенту нестрашно обратиться с вопросом или просьбой о помощи, и в то же время студенты могут дать тот профессиональный совет, который так необходим участникам проекта.

Студенты-менторы имеют успешный опыт подготовки и защиты исследований и проектов, участия в олимпиадах, многие из них прослушали курс «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху», и все прошли серию обучающих тренингов перед тем, как приступить к консультациям.

Анна Пивоварова, студентка первого курса магистерской программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация»

Анна Пивоварова, студентка первого курса магистерской программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация»

Я лингвист и будущий преподаватель иностранных языков. Со школьных лет участвую и побеждаю в олимпиадах Вышки. Всегда готова помочь и посоветовать, как лучше спланировать, организовать и защитить ваше исследование, а также поделиться собственным опытом написания научных работ.

Ментор ментору рознь. И менторы в «Высшем пилотаже» различаются. Первая, самая многочисленная группа — это менторы по общим вопросам. Их в этом году 28. Они помогут подобрать литературу, сформулировать тему, напомнят про дедлайны.

По трем самым востребованным направлениям — «Право», «Психология», «Филология» — работают менторы с функцией наставника. Они обеспечивают поддержку участников конкурса на всем протяжении подготовки работы — от формулирования темы до загрузки работы в систему. Число менторов-наставников ограничено, поэтому есть смысл поторопиться и записаться уже сейчас.

Председатель экспертной комиссии по направлению «Право» Ксения Барышева, подводя итоги прошлого года, отмечает, что «менторский проект придает уверенности участникам конкурса» и это сказывается на качестве конкурсных работ.

Что делают и что не делают менторы?

Ментор поможет сформулировать тему, подобрать литературу, электронные ресурсы, даст совет, подскажет, как структурировать и оформить презентацию, поучаствует в подготовке публичного выступления, приободрит, поддержит мотивацию к завершению работы. Но ментор — это не научный руководитель. Он не подменяет собой конкурсанта, не пишет и не редактирует текст, не проверяет работу на плагиат и не оценивает ее, не готовит презентацию исследования/проекта.

Как получить консультацию ментора?

Получить ее может любой участник конкурса, пройдя по ссылке. Предварительно нужно сформулировать интересующий вас вопрос. Помимо консультаций, менторы проводят онлайн-уроки, где делятся опытом подготовки проектов и написания исследований.

 

Тамара Протасевич, директор по профориентации и работе с одаренными учащимися

Тамара Протасевич, директор по профориентации и работе с одаренными учащимися

Для нашей дирекции задача выявления и раскрытия талантов у молодых людей является приоритетной. Мы находимся в постоянном поиске форматов, которые помогли бы им проявить себя. Менторский проект ценен как раз тем, что создает образовательную среду для общения и выявления талантов как у школьников, так и у студентов. Школьники учатся проводить исследования, разрабатывать проекты от идеи до продукта, а студенты оттачивают и развивают свои педагогические компетенции и навыки.

Конкурс проектных и исследовательских работ школьников «Высший пилотаж» в этом учебном году проводится по 25 направлениям, в том числе по одному новому — «История». К участию приглашаются ученики 8–11-х классов, которые делают первые шаги в науке и проектной деятельности и хотят получить профессиональную экспертную оценку своей работы. Работы принимаются до 28 января или до 28 февраля 2022 года в зависимости от выбранного направления. При поступлении в НИУ ВШЭ дипломанты конкурса могут получить от 2 до 8 баллов за индивидуальные достижения к сумме баллов ЕГЭ.

Недавно у конкурса «Высший пилотаж» появилась страница во «ВКонтакте», где размещена оперативная и полезная информация для его участников.