• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как новая модель аккредитации отразится на деятельности вузов

Как новая модель аккредитации отразится на деятельности вузов

© Михаил Дмитриев / Высшая Школа Экономики.

Вступили в силу изменения в закон «Об образовании в Российской Федерации», которые вводят новую модель аккредитации образовательной деятельности. О том, как это отразится на работе высшей школы, на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» рассказали руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, ректор Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова Роман Калинин и ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

С 1 марта 2022 года государственная аккредитация для образовательных организаций становится бессрочной (раньше она проводилась раз в шесть лет), меняются основания для ее получения и подтверждения.

«Мы очень долго к этому шли вместе с российскими вузами, — отметил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев. — Обсуждение продолжалось как минимум последние семь-восемь лет. Модель, по которой мы жили до сегодняшнего дня, была признана всеми экспертами устаревшей и изжившей себя. Тем не менее в определенный период времени она сыграла свою весомую роль».

Глава надзорного ведомства подчеркнул, что жизнь меняется и одно из ключевых изменений — открытость информации о работе каждого вуза. Раньше ее не было, так что вузу приходилось готовить для аккредитации множество бумажных материалов. Сотрудники занимались этим в ущерб своей основной профессиональной деятельности (два года назад об этом на примере НИУ ВШЭ подробно рассказывала директор по основным образовательным программам Анна Коровко). Теперь же необходимую информацию ведомство будет получать из открытых источников в ходе всеобщего мониторинга по всем уровням образования, который проводится раз в три года.

Анзор Музаев особо отметил, что оценку знаний студентов в ходе мониторинга планируется проводить по оценочным материалам, которые вуз сам определил для той или иной образовательной программы, — единого федерального банка заданий не будет.

Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов рассказал, как восемь лет назад во Дворце Кочубея в Санкт-Петербурге (сейчас это одно из зданий Вышки) он участвовал в обсуждении выстраивания системы аккредитации в образовании на основе риск-ориентированного подхода, и это были первые наметки. Результат, который удалось получить сейчас, вбирает итоги всех обсуждений и близок к тому, что было задумано в тот период.

Никита Анисимов
© Высшая школа экономики

Спикер подчеркнул, что по итогам мониторинга у каждого вуза будет возможность улучшить показатели своей работы, если они нуждаются в корректировке. По его мнению, главное преимущество новой модели аккредитации в том, что ее условия известны заранее. «Мы избавили университетское сообщество от бумажной работы. Я работал проректором и ректором в двух университетах в период, когда они проходили аккредитацию, и помню, насколько объемной и бюрократизированной была процедура, насколько высоко было влияние человеческого фактора. Сейчас оно сведено к минимуму», — отметил Никита Анисимов.

По результатам мониторинга вузу необходимо преодолеть минимальный порог, набрав не меньше определенного количества баллов. При этом, подчеркнул ректор НИУ ВШЭ, оцениваемые показатели задают университетам направления развития, создают стимулы к изменениям, расширяют их свободу в развитии образовательных программ и научных подходов. А раньше сотрудники вузов, успешно пройдя аккредитацию, могли, наоборот, прийти к выводу, что теперь менять ничего не нужно.

Еще одно преимущество новой системы, по мнению ректора НИУ ВШЭ, заключается в отсутствии нормы о немедленном прекращении аккредитации для университетов, оказавшихся в зоне риска. Он также рассказал, что в дальнейшем система будет «настраиваться» и что в этом может сыграть особую роль Общественный совет при Рособрнадзоре, причем сам он подал заявку о вступлении в этот совет.

Участники пресс-конференции ответили на вопросы журналистов, один из которых был посвящен трудоустройству выпускников. Согласно аккредитационному критерию должны быть трудоустроены порядка 50% выпускников, и, по мнению ректора Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова Романа Калинина, «это щадящий показатель» (по факту в тех же медицинских вузах он близок к 100%). Никита Анисимов уточнил: это отнюдь не повод для вузов устанавливать в качестве ориентира 51%, речь ведь идет лишь о базовом уровне.

«Векторы, которые заданы, — это просто базовые вешки, по которым мы должны двигаться прежде всего, но не тот потолок, по которому мы будем мерить качественное образование в Российской Федерации. Звезды высоко, к ним всегда надо тянуться, а когда ты дотянулся, всегда нужно увидеть следующую звезду», — заключил ректор НИУ ВШЭ.