• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Особенности взаимодействия

8–11 октября в подмосковном Голицыно состоялся второй семинар группы высокого профессионального потенциала (так называемого кадрового резерва) Высшей школы экономики.

Организаторы стремились создать условия для острой, актуальной дискуссии, пригласить к молодым преподавателям и исследователям в качестве собеседников опытных экспертов и получить «живую» обратную связь от молодых сотрудников ГУ-ВШЭ. Участникам семинара, в свою очередь, хотелось обсудить профессиональные вопросы, совместно разработать варианты оптимального пути развития университета и личного карьерного роста.

Именно поэтому в первый же вечер, 8 октября, обсуждались ожидания, с которыми участники приехали на семинар. В ответах на вопрос: «Что я хочу получить от семинара?» молодые преподаватели перечисляли многое: новые педагогические методики и технологии, обсуждение конкретных сложных моментов преподавательской практики, прояснение целей развития национального исследовательского университета, понимание процесса институционализации науки в ГУ-ВШЭ, обсуждение академического развития в филиалах.

9 октября первый полный день выездного семинара открыл проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев, его выступление было посвящено инновациям в учебном процессе, укрупнению учебных курсов, углублению профильных дисциплин. Он изменил привычный ход выступления и сам задавал вопросы аудитории. В общении со слушателями были конкретно и в деталях обсуждены сложные ситуации, относящиеся к организации учебного процесса.

Продолжилась субботняя программа мастер-классом преподавателя кафедры общего и стратегического менеджмента факультета менеджмента Филиала ГУ-ВШЭ в Нижнем Новгороде Ольги Чернявской, которая рассказала об особенностях приобретения навыков ведения дискуссии в ходе учебных занятий. То, как необходимо создавать соответствующую атмосферу, «разжигать» дискуссию и структурировать обсуждение, было резюмировано на основе ответов аудитории. Этот мастер-класс стал результатом работы группы резервистов, победивших в конкурсе инициативных образовательных проектов.

Валерия Касамара, директор по связям с общественностью ГУ-ВШЭ, обсудила со слушателями различные составляющие корпоративной культуры. В дискуссии были затронуты вопросы различий общей атмосферы Высшей школы экономики в Москве и ее филиалах, особенности взаимодействия между гуманитарными факультетами и факультетами точных наук.

Вечерняя дискуссия с директором по академическому развитию ГУ-ВШЭ Марией Юдкевич проходила за чаем. Кадровый резерв успел обсудить право привлечения учебных ассистентов, нюансы подготовки академических публикаций, возможность обучения в аспирантуре за рубежом, проблемы академического и профессионального развития в филиалах Высшей школы экономики.

Работа семинара 10 октября началось с мастер-класса по LMS (Learning management system). Его провели Анна Коровко, начальник управления организации учебного процесса ГУ-ВШЭ и ее заместитель Ярослав Быховский. Аудитория могла собственноручно протестировать страницу личного кабинета сотрудника. Проект на текущий момент находится в разработке, но в дальнейшем станет возможным планирование на сайте проектов, обсуждение со студентами текущих задач, комментирование конкретных учебных материалов и другое.

Выступление Ирины Карелиной, директора программы развития ГУ-ВШЭ, касалось развития университета, новых возможностей для профессионального роста молодых преподавателей и исследователей — в планах в настоящее время заявлены следующие сферы: образование, распространение знаний, инфраструктура, кадры, наука. Руководство намерено сформировать более гибкую систему образования, увеличить доли дисциплин по выбору и практическую нагрузку в обучении, более эффективно организовать самостоятельную работу студентов и их исследовательскую деятельность. После презентации участники семинара участвовали в деловой игре, в ходе которой в рабочих группах обсуждались различные направления развития университета. Презентация результатов работы групп отличалась креативностью и высокой мотивированностью участников. Лучшей была признана презентация по проекту внедрения новых образовательных технологий под руководством Алексея Незнанова.

Оксана Черненко, исполнительный директор программы «Фонд образовательных инноваций» ГУ-ВШЭ,  рассказала участникам выездного семинара о различных профессиональных преподавательских конкурсах. К примеру, о конкурсе на разработку оригинальных моделей организации самостоятельной работы студентов, разработку программ учебного практикума и других конкурсах фонда.

Приезд ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, по отзывам участников, был одним из наиболее ожидаемых событий на семинаре. Молодые преподаватели смогли задать самые разные вопросы о процессе преподавания и высказать свои соображения о жизни Вышки.

Воскресным вечером, после завершения основной программы, участники подвели итоги семинара. Представители кадрового резерва Вышки оценили, насколько были реализованы их ожидания. Молодые преподаватели делились мнениями и впечатлениями о том, что и почему понравилось и не понравилось на семинаре. Практически единодушно коллеги особо отметили полезность выступления проректора ГУ-ВШЭ Вадима Радаева. Многие участники, как выяснилось, воспользовались возможностью задать интересующие их вопросы непосредственно руководству. Несмотря на то, что конкретная и сиюминутная польза от мастер-классов (по оценкам слушателей) была различной, молодые преподаватели и исследователи единодушно признали весь семинар в целом полезным и важным мероприятием. Организаторы надеются, что отложенный полезный эффект семинара проявится в виде новых методик преподавания, поданных заявок на конкурсы и гранты, активизации исследований, найденных соавторов и единомышленников. А через месяц, в ноябре, должен состояться следующий выездной семинар. Он будет проводиться для молодых университетских управленцев Высшей школы экономики из Москвы, Перми, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.

Росина Пустовит, Мария Скворцова, специально для Новостной службы портала
Фото Марины Вырской