• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Команда ЛИА и ИНИИ готова играть по правилам мировой науки»

В Вышке прошла юбилейная конференция, посвященная 10-летию Лаборатории институционального анализа экономических реформ и 5-летию Института институциональных исследований ВШЭ. О том, с чего все начиналось и что сегодня представляют собой ЛИА и ИНИИ, рассказали участники конференции.

 

Даниил Александров, заместитель директора кампуса ВШЭ в Санкт-Петербурге

Мое настоящее знакомство с лабораторией ЛИА началось в 2007 году во время поездки по американским университетам вместе с Ярославом Кузьминовым, Марией Юдкевич, Григорием Андрущаком. Это была очень колоритная поездка, которая, как мне кажется, наметила ключевые для лаборатории направления работы на дальнейшие годы.

И еще поездка была замечательна тем, что за ней стоял необычайный драйв — желание стать по-настоящему мировым научным центром, исследовательской лабораторией международного класса. А для этого нужно было преодолеть все страхи, которые есть у российских ученых перед мировой наукой. Наши ученые часто просто боятся свободного международного поля, жёстких правил большой игры и стараются играть своими дворовыми командами, вместо того, чтобы пробиваться в международные лиги. И главное, что отличало и отличает команду ЛИА и ИНИИ — это готовность принять все правила игры мировой науки и работать по-настоящему, без скидок на то, что мы здесь местные, у нас есть своя наука. И эта стратегия полностью себя оправдала — лаборатория не только превратилась в инкубатор для молодых талантов, но, судя по количеству международных лабораторий в университете, стала источником драйва для всей Вышки.

 

Иван Павлюткин, старший научный сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований

Я был одним из первых сотрудников ЛИА, когда все только начиналось, и могу сказать, что за 10 лет коллегам удалось много сделать для совершенствования профессиональной культуры. Во-первых, речь идет о профессиональной работе с данными и сложными методами анализа. Люди понимают, под какую задачу какие данные можно взять и как с ними работать. Во-вторых, это культура оформления и презентации результатов своей работы. Они умеют грамотно, ясно и доходчиво объяснять, что удалось и что не удалось сделать в работе, выделять главное, вне зависимости от сложности данных и методологии. Последнее касается языка. Видно, что люди готовы рассказывать, описывать и обсуждать свою работу и на русском и на английском языках с широкой аудиторией — они слышат вопросы, объясняют мелкие детали. Все это — методы, представление, язык составляют профессиональную культуру исследователя. В этом ИНИИ сегодня выделяется на фоне многих научных институтов в социальных науках.

 

Александ Тейтельбаум, научный сотрудник Института нового экономического мышления (Оксфорд)

Я всего год сотрудничаю с лабораторией, и пока это сотрудничество в основном в области преподавания: в декабре 2014 года Елена Подколзина пригласила меня преподавать на школу по институциональному анализу, видимо, я им понравился — в этом году меня тоже позвали. Я согласился, так как первая летняя школа меня очень порадовала. Вдохновляет, когда ты видишь, как за пять дней меняется поток исследовательской мысли студентов: в понедельник тебе подают не очень оформившуюся идею, а в пятницу настоящий проект, и ты и сам готов взяться за его воплощение. Вообще наблюдение за тем, как зарождаются идеи, завораживает. Как исследователь я, кроме прочего, занимаюсь экономикой сетей (на конференции у меня был доклад именно по этой теме) и надеюсь, в какой-то обозримой перспективе нам удастся с коллегами в Вышке сделать совместный проект по сетям.

 

Марта Троя Мартинез, научный сотрудник Российской экономической школы

Я сотрудничаю с Вышкой с декабря прошлого года. Я изучаю довольно специфическую область — это коррупция в контрактной системе госзакупок. Сейчас у меня готова теоретическая модель, которую я и представляла на конференции. Мне было важно получить отзывы от российских коллег, особенно от тех, кто ведет исследования в этой сфере и имеет опыт анализа данных в системе госконтрактов (в ИНИИ есть команда, занимающаяся экономическим анализом государственных закупок). Основной вопрос, который мне предстоит решить — как вписывается  моя модель в существующие реальные практики. Например, меня интересует, как соотносятся механизмы делегирования полномочий с таким явлением как отношенческий контакт (при котором люди делают то, до чего договорились устно, а не то, что прописали на бумаге) и сопутствующая ему система «откатов».

 

Михаил Другов, профессор Российской экономической школы

За последние несколько лет изучение институтов и их влияния на экономическую активность стало одним из важнейших направлений экономической науки. Это — огромное изменение и прогресс, особенно если учесть, что еще в начале 1990-х эта область была за пределами экономического мейнстрима. Широта и разнообразие тем, представленных на конференции, это хорошо показывает. Поэтому у ИНИИ впереди отличные перспективы интересных и важных исследований, и я могу им только пожелать больших творческих успехов.

 

Константин Сонин*, профессор ВШЭ

Мария Юдкевич, будущий создатель и лидер ЛИА-ИНИИ, пятнадцать лет назад только что закончила Вышку, в которой слушала лекции Ярослава Кузьминова по институциональной экономике. Мы с Машей были близкими друзьями еще на мехмате, так что, оказавшись в близких научных областях (и моя тогдашняя «экономика переходного периода», и нынешняя политэкономика сильно пересекаются с нортовским институционализмом), ездили на одни и те же конференции, пытались делать совместные работы (результат пока ниже ожидавшегося, но, быть может, всё ещё впереди) и, конечно, всё-всё-всё обсуждали.

Но пути у нас были разными — я занимался отдельными задачами, работая с самыми лучшими соавторами (по счастью, мне не доводилось работать с соавторами слабее себя — и я всем рекомендую так поступать), а Маша построила, потихоньку подбирая тех, кто интересуется институциональными исследованиями, приглашая коллег со всего мира, настоящий полноценный институт. (Параллельно Маше удалось стать крупнейшим в России и единственным известным в мире российским экономистом-исследователем высшего образования, но это тема для отдельной записи.)

* Константин Сонин включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.