• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Издатель конкурирует с поставщиком лыж»

Заместитель директора Института анализа предприятий и рынков (ИАПР) ВШЭ Светлана Авдашева рассказывает о коммерциализации результатов научных исследований ВШЭ: об участии экспертов Вышки в практике российского бизнеса и привлечении студентов к междисциплинарным исследовательским и аналитическим проектам по заказу компаний.

— Светлана Борисовна, расскажите, пожалуйста, об основных направлениях вашей проектной, исследовательской работы в Институте анализа предприятий и рынков.

— Прежде всего мы исследуем закономерности конкуренции на рынках в зависимости от их структуры и условий заключения сделок между компаниями (в частности этим занимается Лаборатория конкурентной и антимонопольной политики ИАПР). Это одно из направлений анализа в рамках современных теории отраслевых рынков и новой институциональной экономики. Вот уже несколько лет работы лаборатории в этой области поддерживаются Центром фундаментальных исследований ВШЭ.

Кроме того, мы оцениваем применение инструментов конкурентной политики, в первую очередь антимонопольного законодательства, в России. Одним из итогов нашей работы стал вышедший в феврале этого года доклад «Развитие и применение антимонопольного законодательства в России», который активно, если не сказать бурно, обсуждался в среде государственных служащих, юристов и экспертов.

— А с чем связано такое внимание к антимонопольному законодательству?

— Конечно, мы пристрастны в своих интересах, но антимонопольное законодательство нам кажется совершенно уникальным и крайне любопытным объектом приложения экспертных усилий по нескольким причинам.

Во-первых, антимонопольное законодательство невозможно применять без экономического анализа. Для того, чтобы понять, нарушила ли компания закон «О защите конкуренции», нужно ответить на вопрос, на каком рынке это произошло, в каких продуктовых и географических границах. Это нельзя определить без анализа отношений замещения, которые могут оказаться очень неожиданными. Вспомним Паркисона: «Пивовар привык считать другого пивовара своим основным соперником на рынке, а между тем настоящий его соперник — производитель мороженого. Издатель считает, что его конкуренты — другие издатели. На самом деле он конкурирует с поставщиками парусных шлюпок, теннисных ракеток, игральных карт и лыж».

Во-вторых, антимонопольное законодательство в России бурно и успешно развивается. Если посмотреть на то, какая аргументация использовалась в антимонопольных процессах десять лет назад и какая используется сейчас, — это как переезд из глухого поселка на Манхэттен. Уровень решений ФАС России и российских судов растет на глазах. Очень интересно принимать участие в этих процессах.

В-третьих, задача защиты конкуренции — жертва коллективных действий. С одной стороны, каждый из нас заинтересован в интенсивной конкуренции, заставляющей продавцов обновлять продукты, снижать затраты и цены, максимально учитывать потребности покупателей. С другой стороны, для каждого из нас по отдельности издержки защиты конкуренции превышают выигрыши. А вот для ограничивающих конкуренцию продавцов или государственных органов выигрыши всегда достаточно велики. К тому же одна из особенностей русского менталитета — защищать слабых, следуя принципу «Не в силе Бог, а в правде».

Оценка применения антимонопольного законодательства требует самых разных подходов. Насколько нормы антимонопольного законодательства отражают закономерности поведения компаний и возможности воздействия на них с помощью государственной политики — проблема теории рынков (Industrial Organization). Как собирать данные о конкуренции и действиях компаний на рынках — «коронный» вопрос социологов. Насколько процедуры применения антимонопольного законодательства позволяют добиться его целей — важнейший вопрос для институционального анализа со стороны теории и для специалистов в области государственного управления со стороны практики. Ну и наконец, как же наши знания о рынках воплотить в нормы, регулирующие поведение продавцов — на этот вопрос могут ответить только юристы и экономисты вместе.

— Предоставляете ли вы консалтинговые услуги частным компаниям? Если да, то по каким вопросам?

— Мы выполняем разные проекты, в том числе и для частных компаний. Во-первых, это выработка принципов коммерческой деятельности, которая не противоречила бы требованиям закона «О защите конкуренции». Иногда совсем не просто определить, какие правила работы с дистрибьюторами или поставщиками соответствуют требованиям законов. Мы можем помочь компаниям в решении этого вопроса. Во-вторых, это оценка правильности применения антимонопольного законодательства в конкретных случаях. Большинство решений ФАС — Федеральной антимонопольной службы — и его территориальных управлений приняты на основе высокопрофессионального анализа. Но антимонопольные органы возбуждают около трех тысяч дел в год, значит, ошибки вполне вероятны. Иногда антимонопольные органы усматривают ограничения конкуренции там, где, на наш взгляд, их нет, в других случаях возникающая возможность ограничения конкуренции оправдывается положительными эффектами практики.

К нам обращались компании из самых разных отраслей — поставщики продуктов питания, фармацевтической продукции, розничные сети, компании инфраструктурных отраслей (транспорта и связи) и металлургии. Во многих случаях к нашим услугам прибегают не сами компании, а представляющие их юридические фирмы. Иногда сотрудничество ограничивается одной-двумя консультациями, но иногда оно перерастает в подготовку целой серии аналитических материалов. Бывает, что компании используют подготовленные нашими специалистами заключения в судебных процессах. Особенно нас радует то обстоятельство, что российские суды вполне готовы воспринимать выводы экономического анализа, в том числе весьма непростого не только для профессиональных юристов, но и для профессиональных экономистов.

— Понятно, что материалы исследовательских и практических наработок вы используете в своей преподавательской деятельности. Привлекаете ли вы своих студентов к исследовательским проектам?

— Конечно, мы активно используем результаты наших проектов в учебных курсах, которые организуются в рамках кафедры экономического анализа организаций и рынков факультета экономики ВШЭ. Много лет я читаю курс по выбору «Политика поддержки конкуренции» для студентов двух факультетов — экономики и социологии. Один из важнейших компонентов этого курса — всестороннее изучение возможностей применения экономического анализа в отдельных антимонопольных делах. Студенты должны разработать стратегию экономического анализа и его использования антимонопольными органами, а также компаниями, которые обвиняются в нарушении законодательства. В некоторых случаях мы получаем блестящие варианты выстраивания обвинения и защиты, я бы сказала — на уровне Плевако или Перри Мейсона.

Надо отметить, что сотрудник нашей лаборатории Гюзель Юсупова подготовила задачник по курсу «Теории отраслевых рынков», не имеющий аналогов в российских университетах. В нем отражены многие проблемы экономического анализа, который используется для применения антимонопольного законодательства. Так что коллеги из других университетов России имеют возможность использовать наш опыт.

Кстати, я бы не стала отделять исследовательские наработки от практических. В любом практическом проекте, посвященном анализу рынков, исследовательский компонент очень высок. Алгоритмизации может поддаваться процесс получения данных, но не их интерпретация.

Мы не просто позволяем студентам участвовать в наших исследованиях, а настоятельно приглашаем их работать вместе с нами. Ежегодно несколько студентов проходят стажировку по проектам Центра фундаментальных исследований ВШЭ. В течение года мы ведем несколько проектов как поискового характера, так и по заказам компаний. Так что наши студенты и аспиранты иногда страдают от перегруженности и необходимости решать множество задач в бешеном темпе, но уж точно не от скуки.

— Студенты каких факультетов ВШЭ лучше всего «подходят» для работы над вашими проектами?

— Вместе с нами работают студенты разных факультетов Вышки — факультета экономики, Международного института экономики и финансов (МИЭФ), факультета социологии, факультета государственного и муниципального управления (ГМУ). Проектная работа требует разнообразных знаний и навыков, но особенно — способности собирать эмпирические данные самого разного характера и из самых разных источников и анализировать, применяя самые разные методы; также требуется определенная раскованность (а где-то — даже «наглость») в интерпретации полученных результатов. Надеюсь, что тренировка этих качеств поможет нашим молодым коллегам и в их дальнейшей карьере.

— Кто из специалистов ИАПР участвует в исследованиях проблем применения антимонопольного законодательства?

— Проблематика конкурентной политики, влияния отдельных компаний и государственной политики на конкуренцию очень интересна и привлекает внимание высококвалифицированных специалистов. Скажем, ведущий научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков Андрей Шаститко внес самый весомый вклад в экономический анализ конкурентной политики в России практически по всем направлениям. Ведущий научный сотрудник Полина Крючкова — уникальный специалист в области экономики технического регулирования, альтернатив регулирования рынков и анализа воздействия государственной политики на условия конкуренции. Старший научный сотрудник Наталия Дзагурова исследует эффекты условий договоров между компаниями, научный сотрудник Гюзель Юсупова занимается определением границ рынков и анализом решений компаний о ценовой политике. Младший научный сотрудник Надежда Горейко анализирует варианты конкуренции в рамках разных моделей управления трансакциями. Неоценимый вклад в работу нашей лаборатории внесли Светлана Голованова из Нижегородского филиала НИУ ВШЭ, анализирующая воздействие на конкуренцию на внутренних рынках внешнеторговой политики, и Сергей Лукьянов из Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета, исследующий проблемы барьеров и входа «новичков» на рынки. Ну и конечно, нельзя не отдать должное нашим молодым коллегам — студентам и аспирантам факультетов экономики, социологии, ГМУ. Перечисление всех имен заняло бы слишком много места в интервью, но мы их всех помним и ценим.

— Каковы ближайшие планы лаборатории?

— Мы планируем в ближайшие годы обратиться к эмпирической оценке влияния конкурентной политики и ее отдельных мер на развитие рынков. Применение антимонопольного законодательства вполне чувствительно для компаний, особенно с момента резкого повышения санкций за нарушения в последние четыре года. Следовательно, накоплены исходные данные для конкретного, а не умозрительного анализа результатов. Помимо антимонопольного законодательства, эмпирической оценке подлежат эффекты других направлений политики, в том числе внешнеторговой, технической политики, изменения инструментов регулирования. В общем, на данный момент эта область гораздо шире наших возможностей, а дальше — мы посмотрим. Наша работа для компаний подчинена не столько нашим планам, сколько их потребностям. Планировать здесь что-то очень сложно. Ну и наконец, каждый из членов коллектива имеет свои творческие планы.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ