• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Исследую путь клиента»: маркетолог Boxberry о сервисах и инструментах аналитики

Ирина Козлова — выпускница бакалавриата и магистратуры Вышки, сейчас в качестве продуктового маркетолога Boxberry преподает на курсе НИУ ВШЭ «Основы маркетинговой аналитики». В интервью Ирина поделилась полезными инструментами и посоветовала, где работать начинающему аналитику, чтобы получить первый опыт и сформировать насмотренность в аналитике и маркетинге.

«Исследую путь клиента»: маркетолог Boxberry о сервисах и инструментах аналитики

© Пресс-служба НИУ ВШЭ - Нижний Новгород

«Основы маркетинговой аналитики» — межкампусная онлайн-дисциплина по выбору, которую проходят студенты кампусов Вышки из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и Нижнего Новгорода.

Студенты из разных городов встречаются каждую неделю на вебинарах, работают в командах, разбирают реальные задачи и сценарии в работе аналитика, общаются в чате курса и знакомятся с приглашенными практиками, которые сами живут и работают в других городах. Все это возможно благодаря онлайн-формату, который Вышка развивает на всех образовательных программах.

Авторы курса «Основы маркетинговой аналитики» — декан Бизнес-школы Сергей Александровский и руководитель отдела аналитики и контроллинга ТК «КОММАШ-ГРАЗ» Елена Любчанская — считают, что именно через подобное полное погружение в профессию студенты смогут получить максимум пользы от обучения.

Одним из приглашенных преподавателей стала Ирина Козлова, продуктовый маркетолог Boxberry. Ирина — дважды выпускница Вышки, сначала училась в бакалавриате, а потом закончила магистерскую программу «Маркетинг».

В формате экспертного интервью Ирина рассказала студентам Вышки о карьере аналитика, о том, какие навыки ей помогают каждый день, и почему Вышка дает огромное преимущество в работе (спойлер: студенты Вышки привыкли учиться и быстро разбираться во всем новом, и в работе это сильно помогает). 

Ирина говорила про задачи, которые решает сейчас, про инструменты аналитики, которыми сама пользуется регулярно. Ответила на вопросы студентов, поделилась лайфхаками работы и самостоятельного обучения, а также посоветовала, куда пойти работать студенту, чтобы получить первый опыт и сформировать насмотренность в аналитике и маркетинге.

 

Ирина, с какой должности Вы начинали карьеру в Boxberry? Каким был путь к нынешней позиции?

В Boxberry я начала свою карьеру с позиции регионального маркетолога: занималась продвижением в очень разных городах — от Саратова до Сыктывкара. Сейчас я стала продакт-менеджером.

 

Какими программами и приложениями Вы пользуетесь в работе?

Самый незаменимый инструмент — это, конечно, MS Excel и его сводные таблицы. Пусть он и один из самых «пожилых», зато всё ещё очень выручает. Также для аналитики я использую MS Power BI: мне нравится то, насколько быстро он обрабатывает большие объёмы информации и помогает с предиктивной аналитикой. Сейчас я в процессе освоения Yandex Datalens и всех его возможностей. Пока ещё мы только знакомимся, но перспективы использования я вижу. Например, он очень облегчает веб-аналитику, так как обрабатывает данные из разных источников и позволяет собрать их в удобные дашборды.

© Пресс-служба НИУ ВШЭ - Нижний Новгород

 

Что Вам помогает в работе каждый день?

Мне помогает структуризация. Информации и задач всегда много, и нужен системный подход. Во-первых, я исследую путь клиента или часть клиентского пути, который нужно проанализировать. На нём сразу наглядно видно, где есть смысл искать точки роста. А через некоторое время, когда правки в продукт внесены, можно сравнить, насколько клиентский путь изменился, и рассчитать эффективность. Клиентский путь можно строить и в специальных программах, например, Miro. Excel тоже подойдёт.

Во-вторых, спасают дашборды. Лучше потратить некоторое количество времени в самом начале и настроить отчёт, который всегда будет доступен и актуален, чем собирать данные и считать их из раза в раз. Здесь как раз мне помогают различные BI-системы и Yandex Datalens.

 

Как Вы учитесь? Как осваиваете новые инструменты?

Учусь по-разному. Во-первых, подписана на несколько профильных телеграм-каналов, где публикуют полезные посты по моему профилю. Стараюсь найти максимально разные, чтобы информация не дублировалась. Во-вторых, хожу на различные вебинары и на презентации новых инструментов. Там обычно разбирают кейсы, с которыми сталкиваешься в работе, и рассказывают, как оптимизировать процессы. Когда только начинала осваивать BI-инструменты для аналитики, то училась в онлайн-школе. Курс был очень насыщенный: разбирали примеры прямо на самом занятии, затем делали домашнее задание, лекции были несколько раз в неделю. Зато быстро всему научилась и освоила. А сейчас, когда базовое понимание уже есть, осваиваю инструменты сама на рабочих проектах. Обычно у крупных сервисов есть большая база учебных материалов: и видео, и вебинары, и текстовая справочная информация. А если и там ничего не найдётся, то всегда поможет служба поддержки.

 

Что посоветуете начинающим аналитикам?

Я бы посоветовала посмотреть различные инструменты для аналитики, выбрать, какие больше нравятся, и попробовать ими пользоваться. Когда на работе сталкиваешься с новой задачей, гораздо легче её решить, если знаешь, какие инструменты и каким образом могут в этом помочь. Например, можно посмотреть демо-варианты Яндекс.Метрики или AppMetrica для приложений. Там много отчётов, которые позволяют собирать аналитику по целевой аудитории, их поведению и достижению необходимых целей без каких-либо дополнительных сложностей. Демо-счётчики и дашборды есть почти у каждого онлайн-сервиса, поэтому попробовать и посмотреть их возможности можно уже сейчас.

 

Что посоветуете опытным аналитикам, которые сейчас занимают позицию подобного уровня?

Мониторить новые сервисы, особенно те, которые позволяют интегрировать данные из разных источников. Это позволит увидеть картину в целом, и, скорее всего, настроить удобные дашборды, которые сэкономят время в дальнейшей работе.

 

Куда лучше идти работать начинающему аналитику? В агентство или на сторону клиента?

Здесь всё зависит от дальнейших планов. Если хочется растить экспертизу именно в аналитике, то я бы посоветовала идти работать в агентство. В нём все задачи будут так или иначе связаны с анализом данных, инструментами и сервисами для него. А если есть желание развивать экспертизу «вширь», то стоит идти на сторону клиента. Так как там придётся учитывать специфику внутренних процессов, получать обратную связь от коллег, выявлять закономерности не только на основе данных, но и совмещать их с информацией о рынке, планах компании, различными мероприятиями и прочими вещами, которые могли повлиять на результат.

 

Какой бы Вы дали совет студентам — начинающим аналитикам?

Не бойтесь и не переживайте. Мы все с чего-то начинали. Вы уже на шаг впереди, потому что осваиваете инструменты на практике, которые пригодятся вам в работе. Поэтому дерзайте, всё у вас получится!