• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономическая теория

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
10
Кредиты

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Экономическая теория» являются овладение основами экономического мышления, приобретение навыков использования соответствующего понятийного аппарата при построении и использовании различных экономических моделей, описании динамики социально-экономических систем и прогнозировании развития экономики. В результате освоения дисциплины студент должен: - овладеть теоретическими основами микро- и макроэкономики, иметь представление об основных используемых переменных и их экономическом смысле, об основных микро- и макроэкономических моделях, их графическом и аналитическом представлении; - ориентироваться в обсуждении вопросов по изученной проблематике; - уметь вычленить экономическую проблему и сформулировать исследовательскую гипотезу/гипотезы; - уметь на основе вербального описания ситуации построить стандартную экономическую модель; - уметь провести на основе построенной модели исследование выдвинутых гипотез, используя стандартные инструменты экономического анализа; - уметь проинтерпретировать полученные результаты в терминах исходной ситуации; - уметь решать типовые практические задачи и обладать навыками самостоятельного экономического мышления; - уметь самостоятельно работать с литературой, рекомендованной преподавателем, и обладать навыками самостоятельного поиска информации. В качестве элементов контроля предусмотрены контрольные работы, проверочные тесты и экзамены. Итоговая оценка по дисциплине выставляется в 4 модуле, с учетом оценки по промежуточной аттестации 2 модуля и результатов по элементам контроля 3-4 модулей. Правила выставления итоговой оценки определены Программой дисциплины, размещенной в открытом доступе на корпоративном сайте (портале) НИУ ВШЭ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение основами экономического мышления
  • Приобретение навыков использования соответствующего понятийного аппарата для построения и применения различных экономических моделей, описания динамики социально-экономических систем и прогнозирования развития экономики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует знание основных понятий, включенных в Тему 1, и умение ими оперировать. Решает задачи на основное макроэкономическое тождество. Решает задачи на нахождение показателей СНС. Рассчитывает инфляцию и уровень безработицы
  • Демонстрирует знание основных понятий, включенных в Тему 1, и умение ими оперировать. Решает задачи на оценивание альтернативной стоимости, построение и анализ кривой производственных возможностей.
  • Демонстрирует знание основных понятий, включенных в Тему 2, и умение ими оперировать. Решает задачи на нахождение кривых рыночного спроса и предложения, определение параметров рыночного равновесия и анализ их изменений, нахождение и использование показателей эластичности.
  • Демонстрирует знание основных понятий, включенных в Тему 2, и умение ими оперировать. Решает задачи на определение потребительских расходов и сбережений, находит ЭД и ЭЗ. Решает задачи на определение NPV фирм и ставки процента по инвестициям в проекты. Решает задачи на определение равновесия на товарном рынке и анализирует изменения товарного рынка с учетом мультипликаторов.
  • Демонстрирует знание основных понятий, включенных в Тему 2, и умение ими оперировать. Решает задачи на основные модели олигополии: модель Курно, модель Штакельберга, модель Бертрана, модель полного картеля. Анализирует факторы усиления рыночной власти фирмы.
  • Демонстрирует знание основных понятий, включенных в Тему 3, и умение ими оперировать. Решает задачи на нахождение оптимума потребителя и анализ его изменений.
  • Демонстрирует знание основных понятий, включенных в Тему 3, и умение ими оперировать. Решает задачи на определение показателей спроса и предложения денежного рынка, определяет равновесие денежного рынка, выводит уравнение равновесия. Анализирует факторы влияющие на спрос и предложение денежного рынка.
  • Демонстрирует знание основных понятий, включенных в Тему 4, и умение ими оперировать. Решает задачи на нахождение оптимума производителя и его изменений. Решает задачи на определение, анализ и использование различных видов затрат фирмы и связанных с ними показателей.
  • Демонстрирует знание основных понятий, включенных в Тему 5, и умение ими оперировать. Решает задачи на определение положения фирмы и анализ ситуации на рынке в условиях совершенной конкуренции. Решает задачи на определение положения фирмы в условиях монополии. Анализирует выгоды и издержки от монополизации рынка.
  • Демонстрирует знание основных понятий, включенных в Тему 7, и умение ими оперировать. Решает задачи на Модель AD – AS как модель равновесия трех рынков и характеристика ее предпосылок.
  • Демонстрирует знание основных понятий, включенных в Тему 2.2, и умение ими оперировать. Решает задачи на определение равновесия в модели AD – AS, анализирует факторы шоков спроса и предложения в SR и LR.
  • Демонстрирует знание основных понятий, включенных в Тему 2.1, и умение ими оперировать. Решает задачи на основное макроэкономическое тождество. Решает задачи на нахождение показателей СНС. Рассчитывает темпы инфляции и экономического роста
  • Демонстрирует знание основных понятий, включенных в Тему 2.4, и умение ими оперировать. Анализирует факторы, влияющие на спрос и предложение денежного рынка. Анализирует меры сдерживающей и стимулирующей монетарной политики. Решает задачи на определение показателей спроса и предложения денежного рынка, определяет изменение денежной массы с учетом мультипликаторов.
  • Демонстрирует знание основных понятий, включенных в Тему 1.6, и умение ими оперировать. Решает задачи на основные модели олигополии: модель Курно, модель Штакельберга, модель Бертрана, модель полного картеля. Анализирует факторы усиления рыночной власти фирмы.
  • Демонстрирует знание основных понятий, включенных в Тему 2.3, и умение ими оперировать. Анализирует меры стимулирующей и сдерживающей фискальной политики. Решает задачи на определение равновесия на товарном рынке и анализирует изменения товарного рынка с учетом мультипликаторов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1.1. Базовые экономические понятия
  • 1.2. Рыночный механизм: спрос и предложение
  • 1.3. Поведение потребителя
  • 1.4. Теория производства
  • 1.5. Типы рыночных структур
  • 1.6. Олигополистическая конкуренция, сговор и рыночная власть
  • 2.1. Введение в макроэкономику
  • 2.3. Кейнсианская модель. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика
  • 2.4. Финансовый рынок и его равновесие. Монетарная (кредитно-денежная) политика.
  • 2.2. Макроэкономическое равновесие
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа 1
  • неблокирующий Контрольная работа 2
  • неблокирующий Аудиторная оценка 1
    Аудиторная оценка формируется по результатам работы студентов во время семинарских занятий, самостоятельной и домашней работы, в том числе: решения задач у доски, самостоятельного решения дополнительных задач, подготовки докладов, презентаций, письменных ответов на вопросы по статьям, письменного анализа кейсов и других заданий, предложенных преподавателем для самостоятельной работы.
  • неблокирующий Контрольная работа 3
  • неблокирующий Контрольная работа 4
  • неблокирующий Аудиторная оценка 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.35 * Контрольная работа 1 + 0.35 * Контрольная работа 2 + 0.3 * Аудиторная оценка 1
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.35 * Контрольная работа 4 + 0.35 * Контрольная работа 3 + 0.3 * Аудиторная оценка 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Курс микроэкономики : учебник / Р. М. Нуреев. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2019. — 624 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/975853

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гребенников, П. И.  Микроэкономика : учебник и практикум для академического бакалавриата / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 547 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03921-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431067 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Сборник задач по микроэкономике: К 'Курсу микроэкономики' Р. М. Нуреева / Нуреев Р.М., Латов Ю.В., Пястолов С.М.; Гл. ред. Нуреев Р.М. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 432 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1014740
  • Франк, Р. Х. Микроэкономика и поведение [Электронный ресурс] / Р. Х. Франк. - М. : ИНФРА-М, 2000. - XVI, 696 с. - (Серия «Университетский учебник»). - ISBN 5-86225-854-Х (русск.), ISBN 0-07-021870-6 (англ.). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/417069