• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Русский язык глазами молодого исследователя

"Высшая школа экономики" - это уникальное образовательное пространство, в котором науке традиционно уделяется особое внимание. Здесь все студенты в равной степени занимаются исследовательской деятельностью, результатами которой успешно делятся на различных научных мероприятиях. ФиПЛовцы, конечно же, не исключение. Многие наши ребята с большим энтузиазмом выступают на конференциях и конгрессах, участвуют в хакатонах и конкурсах. Так, недавно прошла межвузовская конференция "Русский язык глазами молодого исследователя", в которой наши юные ученые принимали активное участие. Мы попросили ребят рассказать о темах своих докладов, поделиться полученным опытом и впечатлениями.

Русский язык глазами молодого исследователя

iStock

Решение выступить на конференции

Интерес к научным мероприятиям на ФиПЛе с каждым годом растет. Многие ребята, например, Лидия Васькина и Екатерина Анциферова, студентки 4 курса, приходят на программу, уже обладая школьным опытом участия в "конференциях, дебатах и олимпиадах", и им хочется посетить мероприятия вузовского и межвузовского уровней. У других, например, Юлии Пирожковой, студентки 3 курса, интерес к исследовательским площадкам для обмена результатами своей работы появляется уже во время обучения на ФиПЛе.

Основной причиной, побудившей наших студентов принять участие в конференции, было, конечно, желание поделиться результатами своей работы с научным сообществом и получить отклик по исследованию. Но были у ребят и дополнительные мотивации.

Лидии Васькиной было "интересно поучаствовать в конференции, проводимой в дистанционном формате", для Екатерины Анциферовой и Юлии Пирожковой мероприятие стало отличным шансом для тренировки "навыков публичного выступления". Юлия признается, что у нее "изначально была боязнь публичных выступлений", но конференция стала отличным шансом это исправить: "в этом нелегком деле главное взять себя в руки и сделать первый шаг!". Для Екатерины общение с научным сообществом стало репетицией защиты выпускной квалификационной работы: "Я решила, что это будет хорошим шансом перед защитой диплома, поэтому подала заявку и стала писать статью".

Темы докладов и научные интересы

Тема Екатерины на конференции была связана с актуальной для современной электронной коммуникации проблемой никнеймов в Интернете. Она изучает гендерный ее аспект "с точки зрения формирования виртуальной личности", рассматривая возможности определения пола интернет-пользователя по его нику.



Кадры с выступления Екатерины

Лидия выступала с докладом "Слова-интенсификаторы как способ идентификации идиостиля автора письменного текста". Интенсификаторами называются слова, которые усиливают или уменьшают значение какого-то признака или действия, например, такие наречия, как "очень", "сильно" и пр. Под идиостилем понимается авторский идиолект, стиль письменной речи, который присущ конкретному человеку. Интенсификаторы, по словам Лидии, широко применяются для решения задач определения авторства текста. 

Выступление Юлии было посвящено анализу индивидуальных стилей двух известных авторов – Сергея Довлатова и Виктора Астафьева. "Это была попытка найти такие параметры, особенности стиля, по которым можно сказать, что этот текст написан Довлатовым, а этот – Астафьевым. Основная задача заключалась в автоматизации процесса". Юлия справедливо отмечает, что это сложная задача. "Обучаясь на программе, я склоняюсь к работе с неоднозначными явлениями в лингвистической науке, потому что, с одной стороны, они сложны, многогранны и трудны для систематизации, с другой – вызывают спортивный интерес и азарт. Это как задачи со звездочкой – всегда привлекают внимание!" –– рассказывает она. 

 

Кадры с выступления Юлии

Полученный опыт

Екатерина говорит: "Я вспомнила, каково это – выступать перед публикой, получила заряд на то, чтобы подкорректировать статью и отправить ее организаторам для публикации в сборнике конференции".

Все участники потрудились в отработке навыков публичных выступлений, в ответах на вопросы аудитории и в умении вопросы задавать. Это, конечно, очень полезно для любого студента: ведь именно в дискуссии рождаются те самые идеи, которые помогают исследователям развиваться.

Общие впечатления от участия в конференции

Все наши респонденты отмечают дружелюбную и располагающую атмосферу мероприятия: у Екатерины "остались только положительные впечатления", Юлия признается, что "очень благодарна самой себе, что выступила", Лидия также говорит, что "ни разу не пожалела, что приняла участие".

Молодые ученые отмечают, что секционные заседания были очень интересными: "увлекательный полилог на современные и неожиданные темы: рэп-баттлы, речевая агрессия. Даже обсудили никнеймы в инстаграме".

 Студентки говорят о том, что результатами того, как выступили сами, они тоже довольны.

"Я хорошо рассказала подготовленный материал, не было накладок со звуком и видео. Я очень обрадовалась реакции на мой доклад со стороны комиссии и интересу от других выступающих. Мне задали несколько интересных вопросов, я получила полезную обратную связь", –– вспоминает Екатерина. 


Участница конференции –– Екатерина Анциферова (фото из личного архива)

Юлия отмечает: "Анализ авторских стилей с использованием возможностей автоматической обработки естественного языка – это прикладная задача, которая показывает актуальные перспективы в области лингвистики. Как отметили другие участники конференции, доклад, решающий такую задачу, вполне органично вписался в общий контекст размышлений о множественных возможностях работы с языком.



Участница конференции –– Юлия Пирожкова (фото из личного архива)


"Было увлекательно послушать некоторые доклады других участников, я узнала много нового", –– делится впечатлениями Лидия. 

"Советы на миллион" от участников конференции

Юлия с радостью поделилась с нами научхаками на тему, чем в первую очередь должен вооружиться начинающий ученый:

  •  Нельзя останавливаться на достигнутом. Никогда. Если есть идеи, которые можно реализовать в рамках студенческих исследовательских работ, надо их реализовывать.
  •  Начинающий ученый должен вооружиться четырьмя простыми вещами: верой в себя и свои идеи, усидчивостью и интересом к окружающему миру.
  •  Любая исследовательская деятельность – это трудоемко и непросто. Но до чего же она становится интересной, если связать ее с тем, что нравится! Хотя бы с тем же самым рэп-баттлом!
  •  Начинающие ученые, изучайте то, что вас вдохновляет, увлекает, мотивирует. Это тот самый ключик, который помогает не опускать руки и продолжать двигаться вперед, решая всё новые кейсы и преодолевая задачи челленджей.

 
За интереснейший разговор благодарим всех участников конференции:

Пирожкову Юлию Всеволодовну, выступившую с докладом «Апробация прототипа программы автоматической обработки текста, созданной на основе параметров разграничения авторских идиостилей» 

Анциферову Екатерину Андреевну, выступившую с докладом «Никнеймы в интернет-коммуникации: гендерный аспект»

Васькину Лидию Олеговну, выступившую с докладом «Слова-интенсификаторы как способ идентификации идиостиля автора письменного текста». 

Желаем дальнейших успехов в научной деятельности!

Авторы статьи: 
Кривенкова Екатерина, 19ФПЛ
Салимгареева Айгуль, 18ФПЛ