Студенты ФиПЛа на конференции по экспериментальной лингвистике в МГУ
Студенты ФиПЛа продолжают добрую традицию посещения научных конференций для обсуждения своих исследований с коллегами из разных вузов России и получения нового профессионального опыта. Рассказываем, как молодых учёных объединила любовь к прикладной лингвистике и о каких научных достижениях рассказывали студенты нижегородской Вышки на полях конференции “Экспериментальные исследования языка”.
С 13-го по 14-е июня на базе Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ прошла IV научная конференция “Экспериментальные исследования языка”, организованная Московской группой экспериментального синтаксиса. На ней студенты, аспиранты и их старшие коллеги представляли доклады, касающиеся эмпирических подходов к изучению языкового материала, обсуждали проблемы языковой вариативности, грамматических ограничений русского языка, речевых особенностей людей с патологиями и знакомились с новыми экспериментальными методами в лингвистике. Студенты и выпускники ФиПЛа тоже стали частью этого яркого события!
Главная задача экспериментальной лингвистики – получить надёжные, качественные эмпирические данные, которые затем используются в исследованиях языковой способности человека и грамматических особенностей языка. Подход “от данных к теории” приобретает всё большую популярность в современной лингвистике, целью современного исследователя становится изучение и моделирование речи носителей языка в её первозданном виде, с учётом её сложности, многоаспектности и несоответствия строгой литературной норме – поэтому эксперимент стал неотъемлемой частью современной лингвистики.
Впервые за четыре года конференция проводилась как онлайн, так и в очном формате, поэтому у нижегородцев была возможность познакомиться с коллегами вживую, а добраться до места проведения мероприятия помогла программа тревел-гранта от факультета гуманитарных наук.
Участников конференции приветствовал Александр Владимирович Тихонравов, научный руководитель НИВЦ МГУ, отметивший в докладчиках «знаковой конференции» энтузиазм, добавив, что мероприятия научно-исследовательского центра всегда отличались междисциплинарностью. Также со вступительным словом выступили Виктор Михайлович Степаненко, замдиректора НИВЦ, который заметил сходство между математическими науками и лингвистикой и подчеркнул важность экспериментальных подходов к изучению языка; Павел Валерьевич Гращенко, председатель оргкомитета конференции, сказавший о сближении лингвистики с естественными науками благодаря эмпирическим методам; в завершение торжественного открытия зампредседателя оргкомитета Екатерина Анатольевна Лютикова выразила своё восхищение тем, что в конференции принимает участие большое количество вдохновлённых молодых учёных.
Первыми среди студентов ФиПЛа выступали Данила Исаков и Дарья Бальба с докладом “Кластеризация лексики для решения задачи диагностики афазии”. Студенты разработали модель, способную автоматически находить маркеры афазии в речи человека и определять, требуется ли ему помощь специалиста. Обучался алгоритм на данных теста на семантическую вербальную беглость. Проще говоря, оценивались количество, разнообразие и релевантность слов, которые тестируемый называл за минуту на заданную тему. Помимо успешного создания модели, в ходе исследования Дарья и Данила обнаружили любопытные особенности речи при афазии. Например, несмотря на меньший по сравнению со здоровыми людьми словарный запас, ответы афатиков более разнообразны лексически. Всё потому, что они чаще выбирают редкие слова и окказионализмы.
Во второй, и заключительный, день с докладом выступали третьекурсницы Анастасия Губаренко и Дарья Капитанова. Их работой был анализ кейса: изучалось редкое речевое расстройство – синдром иностранного акцента, при котором человек после поражения ЦНС приобретает акцент в родном языке и начинает звучать иностранно для его носителей. В исследовании студенток данный синдром был у мальчика с расстройством аутистического спектра, ещё одним заболеванием, затрагивающим речевые функции. Материал для работы собирался при помощи теста “КОРАБЛИК” – уникальной разработки вышкинского Центра языка и мозга. Речь пациента сравнивалась с речью других детей: с аутизмом, но без синдрома, с естественным иностранным акцентом и группы нормы без акцента. На основе этого Дарья и Анастасия определяли, как проявляется синдром в речи мальчика и какие фонетические показатели влияют на её “иностранность”.
Доклады нижегородских фипловцев по нейролингвистике вызвали интерес у московских коллег. Новизна работ и “юность” этой отрасли науки стали причиной оживлённых дискуссий по прослушанному: другие учёные, как молодые, так и опытные, задавали многочисленные вопросы нашим докладчикам, часть из которых открыла новые перспективы исследований.
Дистанционно свой доклад презентовала Ева Патракова, выпускница прошлого года. Она рассказывала об исследовании, в ходе которого была разработана модель, диагностирующая признаки недостоверной информации в речи. Студентка занялась созданием алгоритма, который бы позволял рассматривать ложь как языковое явление с разных сторон и, таким образом, определять правдивость высказывания на основе многочисленных вербальных и невербальных признаков. Помимо непосредственных речевых показателей внимание уделялось просодии, т. е. интонации и мелодике речи, и визуальным маркерам. Что интересно, с возрастом говорящего именно последние детали берут верх, оттесняя вербальные признаки. Исследование показало: чтобы точно определить ложь в речи, нужен комплексный подход, где учитывается как словесная сторона, так и поведение говорящего.
На конференции также презентовалась работа, соавтором которой является Нина Здорова, бывшая студентка нижегородского ФиПЛа. Сейчас Нина – научный сотрудник московского Центра языка и мозга НИУ ВШЭ и Института языкознания РАН, а также автор ряда публикаций по психо- и нейролингвистике, но свои первые шаги в науке она делала именно в нижегородской Вышке, под руководством Натальи Эдуардовны Гронской. В этот раз Нина и коллеги рассказывали о создании Базы русских идиом (БРИ). По словам учёных, на данный момент идиомы исследуются по тому, насколько слитны по смыслу слова, в них входящие. Для психолингвистического изучения идиом такой информации недостаточно, и данная база, содержащая как раз психолингвистические параметры, нужна для того, чтобы пролить свет на языковую обработку устойчивых выражений.
Нам удалось взять небольшое интервью у организатора конференции, научного сотрудника НИВЦ МГУ им. Ломоносова, Анастасии Алексеевны Герасимовой. Мы спросили о специфике ExpLing’а, об особенностях перехода к гибридному формату и о «не совсем научных» активностях на научном мероприятии!
Расскажите немного о конференции и её основной «миссии». В чём её особенности?
А.А. Герасимова: Наша конференция зародилась в рамках спецкурса «Практикум по экспериментальному синтаксису». На Практикуме студенты самостоятельно проводят экспериментальные исследования по одной из тем, которые мы предлагаем, и довольно быстро стало ясно, что участникам Практикума нужна площадка, на которой они могли бы учиться представлять результаты своих исследований. Со временем появился интерес к конференции со стороны других молодых исследователей, и в этом году мы провели уже четвертую конференцию, которая впервые прошла в очном формате.
Я думаю, что очень важно, чтобы первые пробы докладов проводились перед заинтересованной аудиторией, в дружеской атмосфере, чтобы молодой ученый не был скован авторитетами и аффилиациями или смущен подчас формальным отношением слушателей к происходящему. При этом обязательно также участие старших товарищей, которые могут поддержать исследователя, показать перспективу развития темы, которая в силу малого опыта может быть еще не видна. Как раз такую площадку мы и хотим создать на нашей конференции.
При этом по количеству участников и слушателей в этом году мы видим, что тематика конференции крайне востребована. Экспериментальная лингвистика многогранна, даёт большую свободу научной мысли, при этом отличается точностью и бережным отношением к эмпирическому материалу и приучает исследователя к научному методу. Думаю, что подготовка и представление доклада об экспериментальном исследовании сами по себе позволяют молодому ученому выйти на новый уровень профессионализма, а мы этот уровень готовы принять и поддержать.
В этом году ExpLing впервые прошла в гибридном формате. Чем отличается проведение конференции онлайн и офлайн? Какой формат Вам понравился больше?
А.А. Герасимова: Конечно, мне больше понравился очный формат. Огромных усилий в онлайн формате требует поддержание вовлеченности аудитории. У нас был положительный опыт в этом отношении: все годы мы старались задавать такой тон, чтобы все участники подключались с камерами, свободно задавали вопросы. Тем не менее сильно не хватало живого общения, знакомств, настроения. Все это, несомненно, необходимо - и для того, чтобы неформально обсудить научные проблемы, и чтобы по-новому посмотреть на свое место в науке, и чтобы узнать что-то новое о своем научном пути. Мне было очень приятно читать отзывы наших участников этого года, которые подчеркивали, что в перерывах они приобрели не менее яркие и полезные впечатления, что и во время секций. И еще приятнее было от того, что все два дня зал был полон и совсем не было неловких пауз в сессиях вопросов и ответов - каждый доклад собирал вокруг себя заинтересованных слушателей.
Помимо научной части, конференция порадовала своих участников рядом неформальных активностей, таких как получение предсказания из корзинки или заполнение “бинго” – табличек, в которых всем желающим предлагалось отмечать, что они успели сделать на конференции. Удалось ли Вам заполнить всё «бинго» конференции? :)
А.А. Герасимова: Нет! Впрочем, это не удивительно, ведь я не выступала с докладом! Очень хотелось освежить конференцию не совсем научными активностями: это украшает жизнь, а смена впечатлений облегчает восприятие содержания докладов. Здорово, что участники активно заполняли бинго, а среди тех, кто мне показывал или присылал итог, ни разу не было совпадающих результатов!
Что бы Вы хотели пожелать тем, кто только начинает свой путь в науке?
А.А. Герасимова: Хочу пожелать не спешить и радоваться каждому новому этапу своей научной жизни! Не стесняться молодости и своего особого мнения, пробовать разные идеи и подходы. Впереди много увлекательных открытий - о языке, о науке и о себе!
Авторы: Данила Исаков, Анастасия Губаренко, Дарья Капитанова, 21ФиПЛ