Как устроен почерк в нашем сознании: отвечает когнитивная лингвистика
Часто ли вы задумываетесь о том, как устроены повседневные для нас вещи? Взять, например, почерк: из чего он складывается и как наша голова хранит знания о нём? Удивительно, но на этот вопрос может ответить уникальная область языкознания – когнитивная лингвистика!
Для начала попробуем посмотреть на почерк с обывательской стороны и дать ему определение. Оттолкнёмся от идеи, что у всех людей почерк отличается: какие-то символы могут совпадать по написанию, какие-то – разниться. Исходя из этого, мы получим такое определение:
Почерк – индивидуальная совокупность особенностей написания определённых букв.
А теперь посмотрим на научное представление о почерке. Самое главное в этом вопросе – обратиться к нужному учению, так как в области почерка есть не самые надёжные источники (например, работы по графологии). Мы же обратимся к определению, взятому из прикладной науки. Сегодня в судебных разбирательствах могут применяться так называемые почерковедческие экспертизы, с помощью которых, например, могут определить автора того или иного текста. И, конечно, эти методики по-своему определяют, что такое почерк. Обратимся к основному и наиболее понятному определению почерка в почерковедении:
Почерк – это индивидуальный, динамически устойчивый зрительно-двигательный образ графической техники письма, получающий реализацию с помощью системы движений в рукописи.
Источник: Почерковедение и почерковедческая экспертиза: Курс лекций. (стр. 9)
Попробуем по частям разобрать, что здесь подразумевается. Ключевая фраза в этом определении – образ графической техники письма. То есть существует некоторая графическая техника письма, которая служит «фундаментом» почерка каждого из нас. В процессе письма мы реализуем графическую технику, но используем индивидуальную систему движений, что и придаёт необычность каждому почерку. «Фундамент», в свою очередь, позволяет нам различать и читать почерки других людей.
Возникает закономерный вопрос: а что из себя представляет эта графическая техника письма? В общем случае можно сказать, что ей являются прописи, а точнее, начертания букв из прописей (рукописные буквы, те самые, по которым учили писать в школе). И в арсенале почерковедов даже существует характеристика, определяющая степень «похожести» почерка на прописи – выработанность.
Степени выработанности почерка. Источник: Криминалистика. Учебник для вузов
Интересно, что такая система работает и с шрифтами, только терминология используется другая. Здесь в качестве фундамента выступает набор так называемых графем, которые представляют из себя «каркасы» букв. Каждый шрифт как бы берёт формы графемы и навешивает на них свои стилистические особенности, которые делают буквы уникальными.
Графема «А» и её различные реализации в известных шрифтах
Что об этом скажет когнитивная лингвистика?
Эта сфера языкознания заявляет, что знания, которые мы храним, содержатся в виде определённых структур. Они бывают разной степени сложности, и одним из форматов знаний является фрейм.
Фрейм – объемный, многокомпонентный «пакет» информации, знания о стереотипной ситуации.
Источник: Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику: курс лекций. (стр. 54)
Фрейм в то же время включает в себя вершинные и терминальные узлы. В первых содержится общая для всех носителей информация об объекте, а во вторых – индивидуализирующая, дополнительная информация.
Применим эту структуру к почерку и получаем, что вершинные узлы занимает графическая техника письма, а также общие знания о письме (например, что нужно писать слева направо, по строкам). Терминальные же узлы содержат нашу собственную систему движений и образующиеся благодаря ней буквы почерка. Соответственно, у нас получится прочитать почерк другого человека, так как его вершинные узлы совпадают с нашими, но в то же время мы видим отличия в почерке, так как терминальные узлы у нас не совпадают.
Разберёмся в этой системе на примерах. В общем случае у двух носителей русского языка, которые владеют связным письмом, вершинные узлы будут совпадать: у обоих графическая техника письма будет состоять из рукописных букв (хотя и такое происходит не всегда), оба человека будут осознавать, что текст нужно писать слева направо, построчно. Между тем терминальные узлы не будут совпадать, так как почти наверняка движения, выполняемые при письме, будут не идентичными.
Почему почерк бывает таким разным?
Выше было сказано, что графическая техника письма, «фундамент» почерка, состоит из рукописных букв, но это не совсем так. В почерках многих людей могут присутствовать буквы «печатной» формы, например, «т» с одной ногой вместо трёх («m»). В почерковедческих экспертизах такие почерки обычно характеризуются низкой или средней связностью, так как печатные буквы, в отличие от рукописных, не предназначены для письма без отрыва руки.
Пример почерка с нерукописными начертаниями букв (отмечены голубым).
Подобная способность почерков к конструкционной вариации объясняется общим многообразием начертаний букв в кириллице. Шрифтовой дизайнер Александра Королькова выделяет четыре конструкции букв кириллических символов: три конструкции из печатного шрифта и одну – из рукописных букв.
Конструкции кириллических символов. Источник: Как разобраться в кириллице
Особое внимание здесь стоит обратить на первую и четвёртую конструкцию – именно с ними мы знакомимся первоначально. Облик прописных букв мы узнаём из алфавита, а рукописными буквами начинаем писать в школьных тетрадях. Соответственно, любую из этих конструкций человек может начать использовать в своём почерке.
Детский почерк и когнитивная лингвистика
Мы уже сказали, что почерк – это фрейм, который состоит из вершинных и терминальных узлов. Здесь интересно заметить, что отдельные компоненты знаний об узлах могут усваиваться с разной скоростью, что отчётливо заметно на примерах рукописей, сделанных детьми. Рассмотрим примеры, которые были взяты из сообщества «Вконтакте» «мам ну не читай».
Если всмотреться в детские рукописи, можно заметить, что даже в рамках одного слова могут присутствовать буквы разных конструкций. Судя по всему, в момент освоения новых начертаний ребёнок может начать путать те или иные конструкции и совмещать их отдельные элементы (собственно, буквы) между собой. Вместе с тем в письме нет ошибок, связанных с неправильным направлением письма (дети пишут слева направо), даже на примерах с неразлинованной бумагой текст пишется линейно (хоть и не всегда эти линии прямые). Таким образом, на примерах можно увидеть, как в процессе письма в сознании ребёнка формируется соответствующий фрейм, изменяются составляющие узлов. Попробуйте отследить такие изменения в вашем детском почерке, это интересно!
Вот так мы и разобрались в том, почему почерк это нечто большее, чем кажется, и как он устроен в нашем сознании. Надеюсь, после прочтения этого текста хейтеров прописей в начальной школе станет чуть меньше :)
Источники по почерковедению:
- Серегин В. В. [и др.] Почерковедение и почерковедческая экспертиза: курс лекций.
- Аверьянова Т. В. [и др.] Криминалистика. Учебник для вузов. Глава 16.
Источники по когнитивной лингвистике:
Источники по шрифтовому дизайну:
- Королькова А. Как [на самом деле] выглядит кириллица.
Детские рукописи взяты из сообщества «Вконтакте» «мам ну не читай».
Автор: Берёзкин Даниил, 21 ФиПЛ