• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика

Утверждение программы
приказ от 15.08.2014 № 6.18.1-01/1508-11
Дата обновления паспорта
Протокол заседания Ученого совета НИУ ВШЭ – Нижний Новгород № 8 от 21.09.2023
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

4 года

Очная форма обучения, 240 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Специализации

2024/2025 учебный год

Компьютерная лингвистика

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр

Теоретическая лингвистика и русистика

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр

2023/2024 учебный год

Компьютерная лингвистика

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр
Характеристика профессиональной деятельности:
Перечень профессиональных компетенций

ПК-2: Способен проводить формализацию лингвистических занятий, анализ и синтез лингвистических данных с использованием математических знаний и методов
ПК-12: Способен проектировать системы анализа и синтеза естественного языка, анализа и синтеза мультимодальных языковых систем, в том числе лингвистических компонентов интеллектуальных и информационных электронных систем
ПК-13: Способен провести квалифицированное тестирование эффективности лингвистически ориентированного программного продукта



Характеристика образовательных модулей:
Дисциплины профиля «Компьютерная лингвистика» формируют  компетенции, которые позволяют бакалавру успешно и эффективно  реализовать себя в сфере разработки, внедрения и поддержки проектов,  созданных с помощью лингвистических технологий: в компаниях,  ориентированных на создание и применение специализированных продуктов и  систем (интернет-порталы, тестирование лингвистических компьютерных  технологий, дигитализация текстов разного типа, создание электронных  библиотек, архивов, баз данных)

Теоретическая лингвистика и русистика

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр
Характеристика профессиональной деятельности:
Перечень профессиональных компетенций

ПК-9: Способен применять ареальную, типологическую и генетическую классификацию естественных языков в своей профессиональной деятельности
ПК-14: Способен разрабатывать систему методической поддержки преподавания русского языка
ПК-15: Способен оценить соответствие лингвистического объекта кодифицированным нормам современного русского языка
Характеристика образовательных модулей:
В рамках профиля предполагается не только  фундаментальная подготовка в области гуманитарных наук, но и  формирование навыков аналитической работы со сложными текстами различной  знаковой природы: навыков создания, интерпретации и обработки текстов  широкой тематики и различной степени сложности. Специалисты с подобными  компетенциями востребованы в сфере современной прикладной лексикографии,  базирующейся прежде всего на данных корпусов текстов, в сферах  массмедиа и книгоиздания (редактирование, корректура и подготовка к  публикации сложных текстов); в экспертно-аналитической (проведение  лингвистических экспертиз) и переводческой деятельности

2022/2023 учебный год

Компьютерная лингвистика

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр
Характеристика профессиональной деятельности:

Перечень профессиональных компетенций

ПК-2:  Способен проводить формализацию лингвистических занятий, анализ и синтез лингвистических данных с использованием математических знаний и методов
ПК-12: Способен проектировать системы анализа и синтеза естественного языка, анализа и синтеза мультимодальных языковых систем, в том числе лингвистических компонентов интеллектуальных и информационных электронных систем
ПК-13: Способен провести квалифицированное тестирование эффективности лингвистически ориентированного программного продукта

Характеристика образовательных модулей:

Дисциплины профиля «Компьютерная лингвистика» формируют  компетенции, которые позволяют бакалавру успешно и эффективно  реализовать себя в сфере разработки, внедрения и поддержки проектов,  созданных с помощью лингвистических технологий: в компаниях,  ориентированных на создание и применение специализированных продуктов и  систем (интернет-порталы, тестирование лингвистических компьютерных  технологий, дигитализация текстов разного типа, создание электронных  библиотек, архивов, баз данных)

Теоретическая лингвистика и русистика

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр
Характеристика профессиональной деятельности:
Перечень профессиональных компетенций

ПК-9: Способен применять ареальную, типологическую и генетическую классификацию естественных языков в своей профессиональной деятельности
ПК-14: Способен разрабатывать систему методической поддержки преподавания русского языка
ПК-15: Способен оценить соответствие лингвистического объекта кодифицированным нормам современного русского языка
Характеристика образовательных модулей:

В рамках профиля предполагается не только фундаментальная подготовка в области гуманитарных наук, но и формирование навыков аналитической работы со сложными текстами различной знаковой природы: навыков создания, интерпретации и обработки текстов широкой тематики и различной степени сложности. Специалисты с подобными компетенциями востребованы в сфере современной прикладной лексикографии, базирующейся прежде всего на данных корпусов текстов, в сферах массмедиа и книгоиздания (редактирование, корректура и подготовка к публикации сложных текстов); в экспертно-аналитической (проведение  лингвистических экспертиз) и переводческой деятельности

2021/2022 учебный год

Компьютерная лингвистика

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр
Характеристика профессиональной деятельности:

Перечень профессиональных компетенций

ПК-2:  Способен проводить формализацию лингвистических занятий, анализ и синтез лингвистических данных с использованием математических знаний и методов
ПК-12: Способен проектировать системы анализа и синтеза естественного языка, анализа и синтеза мультимодальных языковых систем, в том числе лингвистических компонентов интеллектуальных и информационных электронных систем
ПК-13: Способен провести квалифицированное тестирование эффективности лингвистически ориентированного программного продукта

Характеристика образовательных модулей:

Дисциплины профиля «Компьютерная лингвистика» формируют компетенции, которые позволяют бакалавру успешно и эффективно реализовать себя в сфере разработки, внедрения и поддержки проектов, созданных с помощью лингвистических технологий: в компаниях, ориентированных на создание и применение специализированных продуктов и  систем (интернет-порталы, тестирование лингвистических компьютерных  технологий, дигитализация текстов разного типа, создание электронных  библиотек, архивов, баз данных)

Теоретическая лингвистика и русистика

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр
Характеристика профессиональной деятельности:
Перечень профессиональных компетенций

ПК-9: Способен применять ареальную, типологическую и генетическую классификацию естественных языков в своей профессиональной деятельности
ПК-14: Способен разрабатывать систему методической поддержки преподавания русского языка
ПК-15: Способен оценить соответствие лингвистического объекта кодифицированным нормам современного русского языка
Характеристика образовательных модулей:

В рамках профиля предполагается не только фундаментальная подготовка в области гуманитарных наук, но и формирование навыков аналитической работы со сложными текстами различной знаковой природы: навыков создания, интерпретации и обработки текстов широкой тематики и различной степени сложности. Специалисты с подобными компетенциями востребованы в сфере современной прикладной лексикографии, базирующейся прежде всего на данных корпусов текстов, в сферах массмедиа и книгоиздания (редактирование, корректура и подготовка к публикации сложных текстов); в экспертно-аналитической (проведение лингвистических экспертиз) и переводческой деятельности

2020/2021 учебный год

Компьютерная лингвистика

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр
Характеристика профессиональной деятельности:
Перечень профессиональных компетенций

ПК-2: Способен проводить формализацию лингвистических занятий, анализ и синтез лингвистических данных с использованием математических знаний и методов
ПК-12: Способен проектировать системы анализа и синтеза естественного языка, анализа и синтеза мультимодальных языковых систем, в том числе лингвистических компонентов интеллектуальных и информационных электронных систем
ПК-13: Способен провести квалифицированное тестирование эффективности лингвистически ориентированного программного продукта
Характеристика образовательных модулей:

Дисциплины профиля «Компьютерная лингвистика» формируют компетенции, которые позволяют бакалавру успешно и эффективно реализовать себя в сфере разработки, внедрения и поддержки проектов, созданных с помощью лингвистических технологий: в компаниях, ориентированных на создание и применение специализированных продуктов и систем (интернет-порталы, тестирование лингвистических компьютерных технологий, дигитализация текстов разного типа, создание электронных библиотек, архивов, баз данных)

Теоретическая лингвистика и русистика

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр
Характеристика профессиональной деятельности:

Перечень профессиональных компетенций

ПК-9: Способен применять ареальную, типологическую и генетическую классификацию естественных языков в своей профессиональной деятельности
ПК-14: Способен разрабатывать систему методической поддержки преподавания русского языка
ПК-15: Способен оценить соответствие лингвистического объекта кодифицированным нормам современного русского языка

Характеристика образовательных модулей:

В рамках профиля предполагается не только фундаментальная подготовка в области гуманитарных наук, но и формирование навыков аналитической работы со сложными текстами различной знаковой природы: навыков создания, интерпретации и обработки текстов широкой тематики и различной степени сложности. Специалисты с подобными компетенциями востребованы в сфере современной прикладной лексикографии, базирующейся прежде всего на данных корпусов текстов, в сферах массмедиа и книгоиздания (редактирование, корректура и подготовка к публикации сложных текстов); в экспертно-аналитической (проведение лингвистических экспертиз) и переводческой деятельности

Конкурентные преимущества программы

 Знакомство с образовательными стратегиями зарубежных вузов показало, что в лучших экономических и технических университетах Европы и США (например, University of Cambridge, Massachusetts Institute of Technology,
University of Pennsylvania, Stanford University, UniversityParis VII, University  of Vienna, University of Innsbruck, University of Tartu, Humboldt University (Berlin),
University of Bielefeld, University of Muenster, University ofBochum,
University of Duisburg-Essen, University of Helsinki и др.) междисциплинарные образовательные программы в области компьютерной лингвистики, политической лингвистики, социолингвистики, когнитивной лингвистики, русистики, РКИ, компаративистики, теории и практики межкультурной коммуникации представлены достаточно широко.

Направление подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика» в России является относительно редким. Сходные программы открыты примерно в 20 вузах страны. В ПФО данное направление представлено также весьма ограниченно (в Нижегородской области подобных программ нет ни в одном ВУЗе): филологические факультеты классических университетов традиционно отдают предпочтение филологии и переводу. Данная ситуация является причиной острой нехватки серьезных специалистов в таких сферах, как компьютерная лингвистика, лексикография, аналитика сложных текстов в IT-компаниях.

Программа «Фундаментальная и прикладная лингвистика» - это:

  • возможность получить специальность, пользующуюся повышенным спросом на современном рынке труда;
  • сбалансированное сочетание фундаментальных и прикладных знаний в области языкознания;
  • глубокие знания в области теоретической и прикладной лингвистики (от фонетики до синтеза речи; от морфологии до преподавания русского языка как иностранного; от синтаксиса до судебной лингвистической экспертизы);
  • изучение дисциплин математического цикла (основы высшей математики, теория вероятности, математическая статистика и др.)
  • обучение программированию "с нуля" (Python) и компьютерным наукам (машинное обучение, базы данных, автоматическая обработка текста);
  • два обязательных иностранных языка (английский + немецкий/французский/китайский по выбору), а также третий иностранный язык – чешский – в рамках специализации "Теоретическая лингвистика и русистика";
  • изучение японского, итальянского, испанского в качестве дополнительной (платной) опции;
  • прямое сотрудничество с работодателями (производственные практики и трудоустройство): компания "Академия Лад" (https://lad-academy.ru/main), аналитическая компания «Seldon» (https://tender.myseldon.com/). Выпускники и студенты старших курсов работают:

- техническими писателями (группа компаний CDC),

- лингвистами-экспертами (АНО «Центр экспертизы и оценки «ЕСИН»),

- разработчиками лингвистических ресурсов (Seldon),

- инженерами локализации (NetCracker, Лаборатории Касперского),

- программистами (NetCracker, Сбербанк, Seldon),

- преподавателями иностранных языков (яз. школы Oxford, MasterClass)

- преподавателями русского как иностранного,

- переводчиками (Лукойл),

- корректорами,

- рекрутерами в крупных IT-компаниях (Яндекс, EPAM, Harman).

  • сильнейший преподавательский состав (доктора и кандидаты филологических наук) факультета кампуса; лекции и семинары именитых преподавателей из Москвы: Рахилина Е.В., Ландер Ю.А., Ляшевская О.Н., Даниэль М.А.;
  • возможность обучения в течение одного или двух семестров в московском кампусе НИУ ВШЭ;
  • возможность продолжить обучение на магистерской программе «Прикладная лингвистика и текстовая аналитика/Applied Linguistics and Text Analytics» в НИУ ВШЭ-Нижний Новгород, а также в магистратуре ВШЭ – Москва;
  • интересная и насыщенная событиями студенческая жизнь;
  • 30 бюджетных мест;
  • гибкая система скидок (до 70%) и выгодная система кредитования для тех, кто учится на коммерческой основе (индивидуальные условия банков специально для студентов «Вышки»).

 

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Для набора студентов с 2020/2021 учебного года

Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников данной программы.
Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.

В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются также универсальные (определены в части I ОС) и общепрофессиональные (определены в разделах ОС по направлениям подготовки) компетенции.

Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в ОС.

 

Профессиональные компетенции (планируемые результаты освоения ОП)
Код
компетенций
Наименование компетенции
ПК-1Способен использовать основные понятия и категории современной лингвистики в своей профессиональной деятельности
ПК-2Способен проводить формализацию лингвистических занятий, анализ и синтез лингвистических данных с использованием математических знаний и методов
ПК-3Способен создавать и редактировать тексты профессионального назначения, в том числе квалификационные работы, тезисы, презентации, научные статьи
ПК-4Способен свободно вести профессиональное письменное и устное общение на втором иностранном языке
ПК-5Способен читать научную литературу и вести профессиональное общение на втором иностранном языке
ПК-6Способен проводить сбор и документацию лингвистических данных
ПК-7Способен спланировать и провести лингвистический эксперимент, описать его результаты и сформулировать выводы
ПК-8Способен дать описание и провести формальную репрезентацию денотативной, концептуальной, коммуникативной и прагматической информации, содержащейся в тексте на естественном языке
ПК-9Способен применять ареальную, типологическую и генетическую классификацию естественных языков в своей профессиональной деятельности
ПК-10Способен оформить и представить результаты научного исследования на русском и иностранным языком
ПК-11Способен участвовать в создании представительных текстовых массивов, корпусов текстов, корпусов звучащей речи, мультимодальных корпусов, лингвистических и социолингвистических баз данных и пользоваться этими ресурсами
ПК-12Способен проектировать системы анализа и синтеза естественного языка, анализа и синтеза мультимодальных языковых систем, в том числе дингвистических компонентов интеллектуальных и информационных электронных систем
ПК-13Способен провести квалифицированное тестирование эффективности лингвистически ориентированного программного продукта
ПК-14Способен разрабатывать систему методической поддержки преподавания русского языка
ПК-15Способен оценииь соответствие лингвистического объекта кодифицированным нормам современного русского языка
ПК-16Способен провести лингвистическую экспертизу, в частности, экспертизу в области функционирования языка в обществе
ПК-17Способен организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации труда малых коллективов
ПК-18Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности
ПК-19Способен осознавать и учитывать социокультурые различия в профессинальной деятельности
ПК-20Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию
ПК-21Способен поддерживать общий уровень физический активности и здоровья для ведения активной социальной и профессиональной деятельности
ПК-22Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, и процессы, происходящие в обществе
ПК-23Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных
ПК-24Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации

 

Область профессинальной деятельности
(код по Реестру Минтруда)
Типы задач профессиональной деятельностиКоды профессиональных компетенций

01. Образование

06. Связь, информационные и коммуникционные технологии

40. Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности

научно-исследовательский и преподавательскийПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-15, ПК-16, ПК-18, ПК-20, ПК-22, ПК-24

01. Образование

06. Связь, информационные и коммуникационные технологии

40. Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности

проектныйПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-22, ПК-23, ПК-24

01. Образование

06. Связь, информационные и коммуникационные технологии

40. Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности

11. Средства массовой информации, издательство и полиграфия

аналитическийПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПК-13, ПК-16, ПК-17, ПК-20, ПК-21, ПК-22, ПК-24
01. ОбразованиепедагогическийПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-78, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-17, ПК-18, ПК-22, ПК-23, ПК-24
11. Средства массовой информации, издательство и полиграфияпереводческийПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПК-15, ПК-18, ПК-19, ПК-22, ПК-24
11. Средства массовой информации, издательство и полиграфияредакторскийПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-11, ПК-14, ПК-15, ПК-18, ПК-19, ПК-23, ПК-24

01. Образование

06. Связь, информационные и коммуникационные технологии

40. Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности

организационно-управленческийПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-21, ПК-22, ПК-23, ПК-24

 

 

    Выпускники ОП «Фундаментальная и прикладная лингвистика», освоивших программу по данному направлению подготовки, могут осуществлять профессиональную деятельность в сфере:

    • образования и науки;
    • связи, информационных и коммуникационных технологий (в сферах: разработки документации и программного обеспечения; управления информационными ресурсами);
    • средств массовой информации, издательства и полиграфии (в сферах создания, редактирования и переводческой деятельности).

    В указанных сферах выпускник ОП «Фундаментальная и прикладная лингвистика» должен уметь решать профессиональные задачи следующего характера: научно-исследовательского, технологического, преподавательского, редакторского, переводческого, организационно-управленческого, проектного; экспертно-аналитического.

     

    Характеристики образовательных модулей программы

    Основная образовательная программа подготовки бакалавра с присвоением квалификации «бакалавр» (240 кредитов) предусматривает изучение следующих модулей:

    Модуль

    Объем

    (в кредитах)

    Характеристика
    модуля

     

     

    1.  Major

     

     

     

    Базовый профессиональный (Major)

    94 - 97

     

    Представлен дисциплинами по дисциплинами по теории языка, языковому разнообразию, современному русскому языку, математике, программированию и академическому письму; иностранному языку.

     

    Вариативный профессиональный (Major вар.)

     

    64 - 73

     

    Вариативные дисциплины (ежегодно определяются в учебном плане)

    Дисциплины специализации («Компьютерная лингвистика» или «Теоретическая лингвистика и русистика»)

    Научно-исследовательские семинары

    1.  Практика

    30

     

    •  

    6 - 11

    Учебная практика

    Производственная практика

    •  

     

    3 - 5

    Проекты

     

    •  

    16 - 20

    Подготовка ВКР – обязательно

    Курсовая работа –  на 2- 3 курсах

    1.  Дисциплины

    общего цикла

    14 - 22

     

    БЖД

    Физическая культура

    История России

    Основы российской государственности

    Правовая грамотность

    Экономика

    1.  Minor

    20

    Пакетное предложение или 4 отдельные дисциплины

    1.  Английский язык

    1

    Внутренний экзамен по английскому языку

    Независимый экзамен по английскому языку

    Подготовка и защита Project Proposal по теме ВКР

    Дополнительные факультативные учебные дисциплины

    1.  Data Culture

    3 - 4

    Цифровая грамотность

    Независимый экзамен по цифровой грамотности

    Независимый экзамен по программированию. Базовый уровень

    Независимый экзамен по анализу данных. Базовый уровень

    1.  ГИА

    3 - 4

    Защита ВКР

     

    1. Базовый профессиональный модуль образовательной программы представляет собой совокупность элементов, устанавливаемых НИУ ВШЭ, в вариативный модуль образовательной программы включаются элементы, устанавливаемые разработчиком программы бакалавриата по данному направлению в рамках ОС НИУ ВШЭ и выбираемые студентами. В вариативный модуль включаются научно-исследовательские и проектные семинары.

    В базовый профессиональный модуль включаются дисциплины по академическому письму, иностранному языку (помимо английского языка), математике, программированию, современному русскому языку, теории языка и языковому разнообразию. В вариативный профессиональный модуль включаются дисциплины по выбору, обязательные дисциплины вариативной части, дисциплины профилей «Компьютерная лингвистика» и «Теоретическая лингвистика и русистика», научно-исследовательские семинары.

    2. Модуль «Практика» включает в себя курсовые работы, практику и подготовку выпускной квалификационной работы (ВКР).

    Курсовая работа – это письменная работа, которая является результатом научного исследования, посвящённого одной из актуальных проблем лингвистики.

    Практики: учебная (по получению первичных профессиональных навыков) и производственная (по закреплению профессиональных навыков).

    Практики проводится в организациях и учреждениях по направлению подготовки, а также в структурных подразделениях НИУ ВШЭ.  Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.

    Подготовка ВКР включает в себя подготовку плана исследования, поиск, сбор, анализ и обобщение информации по разрабатываемой теме, работу с учебной и научной литературой, практическую часть лингвистического анализа, составление, обсуждение с научным руководителем и представление текста работы к предзащите.

    3. В модуль «Дисциплины общего цикла» включаются обязательные дисциплины: Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура, История России, Основы российской государственности, Правовая грамотность, Экономика.

    4. Модуль «Minor» дает возможность получения дополнительного профиля, представляет собой пакетное предложение другой образовательной программы или 4 отдельных дисциплины разных программ (по выбору студента).

    5. Модуль «Английский язык» включает в себя обязательные экзамены: внутренний экзамен по английскому языку, независимый экзамен по английскому языку, подготовку и защиту Project Proposal по теме ВКР.

    6. Модуль «Data Culture» включает в себя дисциплины, направленные на формирование цифровой грамотности и навыков работы с данными, в том числе дисциплину «Цифровая грамотность».

    7. В модуль «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.

    Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

    Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

    Комплект документов образовательной программы

    Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

    Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

    Проректор С.Ю. Рощин

    Паспорт образовательной программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика»

    Перейти к содержанию программы