• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика

Утверждение программы
приказ от 15.08.2014 № 6.18.1-01/1508-11
Дата обновления паспорта
протокол заседания Ученого совета № 8.1.1.7-06/5 от 03.09.2020
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

4 года

Очная форма обучения, 240 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Специализации

2022/2023 учебный год

Компьютерная лингвистика

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр

Теоретическая лингвистика и русистика

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр

2021/2022 учебный год

Компьютерная лингвистика

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр

Теоретическая лингвистика и русистика

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр

2020/2021 учебный год

Компьютерная лингвистика

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр

Теоретическая лингвистика и русистика

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр
Конкурентные преимущества программы

 Знакомство с образовательными стратегиями зарубежных вузов показало, что в лучших экономических и технических университетах Европы и США (например, University of Cambridge, Massachusetts Institute of Technology,
University of Pennsylvania, Stanford University, UniversityParis VII, University  of Vienna, University of Innsbruck, University of Tartu, Humboldt University (Berlin),
University of Bielefeld, University of Muenster, University ofBochum,
University of Duisburg-Essen, University of Helsinki и др.) междисциплинарные образовательные программы в области компьютерной лингвистики, политической лингвистики, социолингвистики, когнитивной лингвистики, русистики, РКИ, компаративистики, теории и практики межкультурной коммуникации представлены достаточно широко.

В России направление подготовки  «Фундаментальная и прикладная лингвистика» (по прежней номенклатуре специальностей – «Теоретическая и прикладная лингвистика») является относительно редким. По данным на 2012 год, она открыта в 20 вузах страны (в Москве – МГУ (ОТиПЛ), РГГУ (Институт лингвистики), МГЛУ, МЭИ и МГОУ, в Санкт-Петербурге – СпбГУ и Балтийский гос. технический ун-т «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, а также

Направление подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика» в России является относительно редким. Сходные программы открыты примерно в 20 вузах страны. В ПФО данное направление представлено также весьма ограниченно (в Нижегородской области подобных программ нет ни в одном ВУЗе): филологические факультеты классических университетов традиционно отдают предпочтение филологии и переводу. Данная ситуация является причиной острой нехватки серьезных специалистов в таких сферах, как компьютерная лингвистика, лексикография, аналитика сложных текстов в IT-компаниях.

Программа «Фундаментальная и прикладная лингвистика» - это:

  • возможность получить специальность, пользующуюся повышенным спросом на современном рынке труда;
  • сбалансированное сочетание фундаментальных и прикладных знаний в области языкознания;
  • глубокие знания в области теоретической и прикладной лингвистики (от фонетики до синтеза речи; от морфологии до преподавания русского языка как иностранного; от синтаксиса до судебной лингвистической экспертизы);
  • изучение дисциплин математического цикла (основы высшей математики, теория вероятности, математическая статистика и др.)
  • обучение программированию "с нуля" (Python) и компьютерным наукам (машинное обучение, базы данных, автоматическая обработка текста);
  • два обязательных иностранных языка (английский + немецкий/французский по выбору), а также третий иностранный язык – чешский – по желанию;
  • изучение китайского, японского, итальянского, испанского в качестве дополнительной (платной) опции;
  • прямое сотрудничество с работодателями (производственные практики и трудоустройство): аналитическая компания «Seldon» (https://tender.myseldon.com/), корпорация «Intel» (https://www.intel.ru/ ), IT-компания «MERA» (https://www.mera.com/). Выпускники и студенты старших курсов работают:

- техническими писателями (Intel, группа компаний CDC),

- лингвистами-экспертами (АНО «Центр экспертизы и оценки «ЕСИН»),

- разработчиками лингвистических ресурсов (Seldon),

- инженерами локализации (NetCracker, Лаборатории Касперского),

- программистами (NetCracker, МЕРА, Intel, Artezio, Huawei, Samsung, Сбербанк, Seldon),

- преподавателями иностранных языков (яз. школы Oxford, MasterClass)

- преподавателями русского как иностранного (завод Фольксваген),

- переводчиками (Лукойл),

- корректорами,

- рекрутерами в крупных IT-компаниях (Яндекс, Intel, EPAM, Harman).

  • сильнейший преподавательский состав (11 докторов, более 25 кандидатов филологических наук) факультета кампуса; лекции и семинары именитых преподавателей из Москвы: Рахилина Е.В., Ландер Ю.А., Ляшевская О.Н., Даниэль М.А.;
  • возможность обучения в течение одного или двух модулей в московском кампусе НИУ ВШЭ;
  • возможность продолжить обучение на магистерских программах «Политическая лингвистика» и «Прикладная лингвистика и текстовая аналитика/ Applied Linguistics and Text Analytics» в НИУ ВШЭ-Нижний Новгород, а также в магистратуре ВШЭ – Москва;
  • интересная и насыщенная событиями студенческая жизнь;
  • 20 бюджетных мест;
  • гибкая система скидок (до 70%) и выгодная система кредитования для тех, кто учится на коммерческой основе (индивидуальные условия банков специально для студентов «Вышки»).

 

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Для набора студентов до 2019/2020 учебного года включительно

Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников данной программы.
Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.

В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются также универсальные (определены в части I ОС) и общепрофессиональные (определены в разделах ОС по направлениям подготовки) компетенции.

Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в ОС.

 

Профессиональные компетенции (планируемые результаты освоения ОП)
Код
компетенций
Наименование компетенции
ПК-1Способен использовать основные понятия и категории современной лингвистики в своей профессиональной деятельности
ПК-2Способен проводить формализацию лингвистических занятий, анализ и синтез лингвистических данных с использованием математических знаний и методов
ПК-3Способен создавать и редактировать тексты профессионального назначения, в том числе квалификационные работы, тезисы, презентации, научные статьи
ПК-4Способен свободно вести профессиональное письменное и устное общение на втором иностранном языке
ПК-5Способен читать научную литературу и вести профессиональное общение на втором иностранном языке
ПК-6Способен проводить сбор и документацию лингвистических данных
ПК-7Способен спланировать и провести лингвистический эксперимент, описать его результаты и сформулировать выводы
ПК-8Способен дать описание и провести формальную репрезентацию денотативной, концептуальной, коммуникативной и прагматической информации, содержащейся в тексте на естественном языке
ПК-9Способен применять ареальную, типологическую и генетическую классификацию естественных языков в своей профессиональной деятельности
ПК-10Способен оформить и представить результаты научного исследования на русском и иностранным языком
ПК-11Способен участвовать в создании представительных текстовых массивов, корпусов текстов, корпусов звучащей речи, мультимодальных корпусов, лингвистических и социолингвистических баз данных и пользоваться этими ресурсами
ПК-12Способен проектировать системы анализа и синтеза естественного языка, анализа и синтеза мультимодальных языковых систем, в том числе дингвистических компонентов интеллектуальных и информационных электронных систем
ПК-13Способен провести квалифицированное тестирование эффективности лингвистически ориентированного программного продукта
ПК-14Способен разрабатывать систему методической поддержки преподавания русского языка
ПК-15Способен оценииь соответствие лингвистического объекта кодифицированным нормам современного русского языка
ПК-16Способен провести лингвистическую экспертизу, в частности, экспертизу в области функционирования языка в обществе
ПК-17Способен организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации труда малых коллективов
ПК-18Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности
ПК-19Способен осознавать и учитывать социокультурые различия в профессинальной деятельности
ПК-20Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию
ПК-21Способен поддерживать общий уровень физический активности и здоровья для ведения активной социальной и профессиональной деятельности
ПК-22Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, и процессы, происходящие в обществе
ПК-23Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных
ПК-24Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации

 

Область профессинальной деятельности
(код по Реестру Минтруда)
Типы задач профессиональной деятельностиКоды профессиональных компетенций

01. Образование

06. Связь, информационные и коммуникционные технологии

40. Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности

научно-исследовательский и преподавательскийПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-15, ПК-16, ПК-18, ПК-20, ПК-22, ПК-24

01. Образование

06. Связь, информационные и коммуникационные технологии

40. Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности

проектныйПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-22, ПК-23, ПК-24

01. Образование

06. Связь, информационные и коммуникационные технологии

40. Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности

11. Средства массовой информации, издательство и полиграфия

аналитическийПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПК-13, ПК-16, ПК-17, ПК-20, ПК-21, ПК-22, ПК-24
01. ОбразованиепедагогическийПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-78, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-17, ПК-18, ПК-22, ПК-23, ПК-24
11. Средства массовой информации, издательство и полиграфияпереводческийПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПК-15, ПК-18, ПК-19, ПК-22, ПК-24
11. Средства массовой информации, издательство и полиграфияредакторскийПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-11, ПК-14, ПК-15, ПК-18, ПК-19, ПК-23, ПК-24

01. Образование

06. Связь, информационные и коммуникационные технологии

40. Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности

организационно-управленческийПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-21, ПК-22, ПК-23, ПК-24

 

 

     

    Для набора студентов с 2020/2021 учебного года

     

    Выпускники ОП «Фундаментальная и прикладная лингвистика», освоивших программу по данному направлению подготовки, могут осуществлять профессиональную деятельность в сфере:

    • образования и науки;
    • связи, информационных и коммуникационных технологий (в сферах: разработки документации и программного обеспечения; управления информационными ресурсами);
    • средств массовой информации, издательства и полиграфии (в сферах создания, редактирования и переводческой деятельности).

    В указанных сферах выпускник ОП «Фундаментальная и прикладная лингвистика» должен уметь решать профессиональные задачи следующего характера: научно-исследовательского, технологического, преподавательского, редакторского, переводческого, организационно-управленческого, проектного; экспертно-аналитического.

    Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

    • способен применять в профессиональной деятельности основные понятия и категории современной лингвистики;
    • способен проводить формализацию лингвистических знаний, анализ и синтез лингвистических структур, квантитативный анализ лингвистических данных с использованием математических знаний и методов;
    • способен создавать и редактировать тексты профессионального назначения;
    • способен применять кодифицированные нормы русского литературного языка и владеть его научным стилем;
    • способен свободно говорить и понимать речь на первом изучаемом иностранном языке, включая профессиональное общение; владеть вторым иностранным языком в объеме, достаточном для профессионального общения и чтения научной литературы;
    • способен спланировать и провести лингвистический эксперимент, описать его результаты и сформулировать выводы;
    • способен применять ареальную, типологическую и генетическую классификацию естественных языков в своей профессиональной деятельности;
    • способен участвовать в создании представительных текстовых массивов, корпусов текстов, корпусов звучащей речи, мультимодальных корпусов, лингвистических и социолингвистических баз данных и пользоваться этими ресурсами;
    • способен провести квалифицированное тестирование эффективности лингвистически ориентированного программного продукта;
    • способен разрабатывать систему методической поддержки преподавания русского языка;
    • способен провести лингвистическую экспертизу, в частности, экспертизу в области функционирования языка в обществе;
    • способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
    Характеристики образовательных модулей программы

    Для наборов студентов до 2019/2020 учебного включительно

    Характеристики образовательных модулей программы

    В образовательной программе «Фундаментальная и прикладная лингвистика» выделяются следующие блоки:

    Блок 1. Дисциплины общего цикла (13 з.е): Безопасность жизнедеятельности; Физкультура; История; 2 дисциплины на выбор: социология, экономика, право, психология.

    Блок 2. Профессиональный цикл (Major) (152-156 з.е.):

    • базовая профессиональная часть: Введение в лингвистику; Теория языка; Современный русский язык; Языковое разнообразие; Социолингвистика; Иностранный язык; Древние языки; Академическое письмо; Философия. Модуль "Математика" (состав дисциплин - не менее двух - определяется ОП). Модуль "Программирование" (состав дисциплин определяется ОП).
    • вариативная профессиональная часть (определяется ОП).
    • дисциплины по выбору.

    Блок 3. Дополнительный профиль (Minor) (20 з.е.).

    Блок 4. Практика, проектная и научно-исследовательская работа (48 з.е.):

    • научно-исследовательский и/или проектный семинар.
    • практики: учебная и/или производственная.
    • проектная работа.
    • курсовые работы
    • подготовка ВКР

    Блок 5. Факультаативы (максимальный объем определяется ООП).

    Блок 6. Государственная итоговая аттестация (3-6 з.е): Государственный междисциплинарный экзамен; Защита ВКР.

     

    Для наборов студентов с 2020/2021 учебного года

    В образовательной программе «Фундаментальная и прикладная лингвистика» выделяются следующие модули:

     

    1. Профессиональный модуль (Major), формирует теоретическую основу будущей профессиональной деятельности студента

    2.  Практический модуль (Практика) формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности, включая проектную, научно-исследовательскую, предпринимательскую, экспертно-аналитическую.

    3. Модуль дисциплин общего цикла (ДОЦ) нацелен на развитие кругозора, овладение инструментами и методами смежных наук, развитие критического мышления.

    4. Дополнительный модуль (Minor) даёт студенту возможность получить дополнительные компетенции вне подготовки по основному образовательному направлению.

    5. Модуль «Английский язык» направлен на формирование у выпускника бакалавриата готовности и способности вести профессиональное общение на английском языке.

    6. Модуль культуры работы с данными (Data Culture) способствует освоению студентами современных технологий в области наук о данных (Data Science) и приобретению компетенции применения этих технологий в профессиональной деятельности.

    7. Модуль государственной итоговой аттестации (ГИА) позволяет установить уровень  результатов освоения студентом ОП.

                                                        
    В образовательной программе «Фундаментальная и прикладная лингвистика» выделяются следующие компоненты:


    Лингвистика 

    Профессиональный цикл (Major, базовая профессиональная часть) содержит блок теоретических курсов (теория языка: фонетика, морфология, лексикология, синтаксис и др.), которые являются ключевыми для формирования лингвистического мышления и закладывают основы, позволяющие выпускнику работать с любыми языками.


    Прикладная математика и информатика

    Профессиональный цикл (Major, базовая профессиональная часть, вариативная профессиональная часть) ориентирован на развитие у студентов навыков алгоритмического мышления и формализации лингвистических знаний, а также на формирование умения пользоваться лингвистически ориентированными программными продуктами и создавать собственные компьютерные инструменты. Обучение программированию ведётся с нуля.


    Иностранные языки

    Обязательными для изучения являются два иностранных языка. Студенты изучают не только английский язык, являющийся основным, но и второй иностранный (немецкий или французский). Кроме того, существует возможность выбрать в качестве платного факультатива третий иностранный язык – испанский, итальянский, японский или китайский.

    Программу отличает большое количество практико-ориентированных дисциплин: теория и практика перевода, методика преподавания иностранных языков, методика преподавания русского языка как иностранного, анализ и синтез звучащей речи, лингвистическая экспертиза, автоматическая обработка текстов, компьютерные инструменты лингвистических исследований, программирование для лингвистов. На протяжении всего обучения студенты выполняют курсовые работы, а также работают над проектами, многие из которых имеют внешних заказчиков.

    Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

    Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

    Комплект документов образовательной программы

    Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

    Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

    Проректор С.Ю. Рощин

    Паспорт образовательной программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика»

    Перейти к содержанию программы