Поговорим о популяризации науки
Рассказываем о площадках города, популяризирующих науку: где можно послушать выступления преподавателей ВШЭ и не только, поучаствовать в общественных мероприятиях, связанных с наукой, или даже рассказать о собственных научных исследованиях.
Когда последний раз вы слушали лекцию вне стен университета? Популяризация научного знания в Нижнем Новгороде продолжает развиваться. В статье мы расскажем о площадках, открытых лекториях, которые активно привлекают внимание к науке, развеивают мифы, сложившиеся вокруг отдельных ее отраслей, и побеседуем с экспертами, которые говорят о науке просто и интересно, превращая обычные, казалось бы, лекции в процесс так называемого edutainment’а (обучение + развлечение).
Лекции авторитетных преподавателей и исследователей, фестивали, научные турниры, мастер-классы, игры, выставки и другой интеллектуальный досуг создан для того, чтобы приблизить жителей города к науке.
Заповедные кварталы
В сентябре в рамках Вышкинского проекта “Научный дворик”, возобновившего свою работу спустя 2 года, преподаватели читали лекции в "Заповедных кварталах", которые служат площадкой для образовательных мероприятий, концертов, выставок, фестивалей и не только в историческом квартале Нижнего.
“Мы делаем очень крутой проект. Это удивительный микромир с полным погружением в историю через современные средства взаимодействия.
Сейчас у нас для любого возраста найдутся интересные программы. В сентябре стартовала литературная экскурсия для подростков «Как стать великим?». Это не просто рассказ гида, это настоящий интерактив. Участники задаются глобальными вопросами и тут же могут ответить на них через общение с героем из прошлого. Есть экскурсии для любителей романтических историй и семейных драм. Есть специальные события для молодёжи - фестиваль “Модный Горький”. Отдельное важное направление - это семейный отдых. Мы хотим создать такой продукт, чтобы в Заповедных кварталах было интересно находиться всей семьей и долгое время, чтобы каждый нашёл что-то увлекательное для себя. Чем дольше там находишься, тем лучше понимаешь контекст. Словно открываешь портал в другой мир.
Благодаря тому, что у нас есть люди с отличными компетенциями и желанием помогать друг другу, и получается результат. Хочется свернуть горы, когда от единомышленников ощущается мощная энергия и желание изменить что-то к лучшему. Мы создаём маленькое чудо. Каждый день. Все вместе”, — Юлия Серебрякова, PR-менеджер «Заповедных кварталов».
Весь сентябрь на этой площадке преподаватели факультета гуманитарных наук Вышки делятся с жителями города своими научными изысканиями и любопытными наблюдениями. На прошедших лекциях спикеры Вышки рассказали об истории одного филологического детектива, о том, существуют ли культурные стереотипы и как избегать сбоев при кросскультурном взаимодействии, а также о том, какие неочевидные цифровые следы мы оставляем, с какой лёгкостью нас можно «расшифровать» и как эти следы влияют на городское пространство.
С программой выступлений можно ознакомиться здесь.
Лаборатория Science HUB
Новый проект «Лаборатория Science HUB» дает возможность выступить студентам, которые только начинают своё движение в науке, и аспирантам, и кандидатам, и докторам наук.
15 сентября выпускница ФиПЛа Дарья Маликова в рамках «Лаборатории Science HUB» прочла лекцию на площадке Парка науки ННГУ. Дарья рассказала, как программирование «прокачало» лингвистические исследования, где мы встречаемся с компьютерной лингвистикой каждый день и как лингвисты-программисты помогают людям других профессий - маркетологам, экономистам и даже медикам! Узнали у Даши детали:
— Ты говоришь, что выступить с лекцией было твоей мечтой. Почему?
Я с малых лет люблю сцену: сначала я танцевала, позже начала «выступать» в личном блоге, а затем — регулярно делать доклады и прокачивать навык публичных выступлений в Вышке. Здесь же я провела исследование научно-популярных подкастов и прониклась симпатией к научпопу. Эта комбинация знаний, навыков и личных предпочтений привела меня в закулисье научпопа — там я и захотела попробовать себя в качестве спикера.
— Как можно стать лектором? Нужно ли сначала стать авторитетным специалистом, чтобы тебя пригласили выступить?
Возможность стать лектором я нашла «за кулисами» научпопа. В мае я стала участницей Лаборатории Science HUB, где ученым помогают развивать soft skills и готовят к выступлениям на городских научно-популярных мероприятиях. В Лаборатории участвуют исследователи всех статусов и возрастов — а это значит, что необязательно быть ученым с мировым именем, чтобы выступить с лекцией. И ждать приглашения тоже необязательно! Инициативность, горящие глаза, пытливый ум и интерес к науке — это подкупает не хуже известного имени :)
— Собираешься ли ты дальше заниматься популяризацией науки? О чем бы ты еще хотела рассказать?
Я однозначно продолжу популяризировать науку — вопрос только в том, с какой стороны. Мои научные интересы сейчас активно трансформируются: от лингвистики я постепенно перехожу к медицине, когнитивным наукам, искусственному интеллекту. Но эта история еще на стадии завязки — а сейчас я бы с удовольствием рассказала о том, чем занимаюсь на данный момент. Я преподаю латинский язык, и в будущих лекциях я хотела бы рассказать о том, как латынь помогает в изучении современных европейских языков.
Информационный центр по атомной энергии
Обратим ваше внимание и на увлекательные проекты, реализованные на площадке ИЦАЭ. Например, «Научные чтения» о книгах в жанре non-fiction, «Science drama», где наука и театр сплелись воедино и режиссером-постановщиком которой стала выпускница студенческого театра Ася Чикина:
ИЦАЭ - Информационный центр по атомной энергии Нижнего Новгорода, популяризирующий науку и технологии, в первую очередь занимающийся просвещением в атомной отрасли. Сейчас команда организует мероприятия по разным научным темам и в последнее время часто устраивает коллаборации с другими образовательными организациями Нижнего Новгорода.
Традиционно ИЦАЭ проводит “Брейншекер” — командно-интеллектуальную игру, в которой участники, в том числе из других регионов, соревнуются за выход в финал. В этом году лучшая команда в качестве приза проведёт уикенд в одном из регионов сети ИЦАЭ и посетит фестиваль науки «КСТАТИ».
Летом во дворике ИЦАЭ проходил вечер «Научных страшилок», на котором приглашенные эксперты рассказывали о страхах, относящихся к области их научных интересов и развеивали мифы, созданные вокруг их профессии. Одним из спикеров стала Валентина Александровна Куликова, кандидат филологических наук, старший преподаватель департамента теоретической и прикладной лингвистики НИУ ВШЭ Нижнего Новгорода. Трансляцию можно посмотреть здесь.
Мы пообщались с директором Центра Сергеем Колесниковым и командой ИЦАЭ о деталях их работы:
— Почему популяризация науки стала важным направлением вашей деятельности?
История сети Информационных центров по атомной энергии началась в 2008 году, когда открылся первый центр в Томске. Наш учредитель — Институт проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук (ИБРАЭ РАН). Вся деятельность сети ИЦАЭ направлена на информирование населения о принципах функционирования атомной отрасли и перспективах развития атомной энергетики, повышение престижа отраслевых профессий и популяризацию науки, инновационных технологий и технического образования.
— Как вы пришли к тому, что стали привлекать внимание жителей города не только к атомной энергии, но и к другим отраслям науки?
Атомная отрасль и радиационные технологии составляют примерно 15-20% нашей повестки. Мы отдаём предпочтение естественно-научной сфере, но в наших форматах есть место и для представителей гуманитарных наук.
— Кто может стать лектором на мероприятии? Обязательно ли иметь научный авторитет или вы рады любому желающему, у кого горят глаза и кто хочет поделиться интересными наблюдениями?
В наших мероприятиях участвуют и студенты, и аспиранты, и молодые учёные. В целом важна не учёная степень, а научный подход к теме и высокий уровень экспертности в обсуждаемом вопросе. Нам нравится поддерживать молодых учёных с горящими глазами, но бывают такие мероприятия, где нужны и доктора наук, и кандидаты — эксперты с большим опытом и регалиями. Выбор спикера зависит от формата мероприятия.
— Вы проводите мероприятия как для совсем юных слушателей, так и для взрослых. Люди какого возраста проявляют большую активность? Или все зависит от тематики?
Конечно, тематика важна. У нас есть разные форматы мероприятий для каждой целевой аудитории: семейные форматы, детские события, мероприятия для взрослой аудитории и профориентационные занятия для школьников и студентов. И на каждое из них быстро собирается публика. В основном, если не считать школьников и студентов, которых привели учителя, наши события посещают взрослые активные люди в возрасте от 25 лет и до бесконечности).
— В чем самая большая трудность, с которой приходится сталкиваться?
Со временем про нас узнают всё больше людей и в городе, и в области, запросов на различные мероприятия становится больше, а количество сотрудников остаётся неизменным! В Нижнем Новгороде нас всего четверо.
— Поделитесь с нашими читателями каким-нибудь инсайтом работы в сфере популяризации науки
Наш главный принцип — просто рассказывать о сложном, использовать яркие наглядные образы. Нам кажется, что секрет успеха прост: НЕТРИВИАЛЬНЫЙ ФОРМАТ + ИНТЕРЕСНЫЙ СПИКЕР + АТМОСФЕРА.
Научно-популярные площадки в парке “Швейцария”
В парке “Швейцария” расположились три площадки: “Планетарий”, “Территория эмоций” и “Молодой Нижний”. Площадки имеют разделение по тематикам, но нестрогое.
Хотя название “Планетарий” и говорит об очевидной связи с астрономией, лекции проводятся по темам самых разных направлений от антропологии до литературы и музыки.
Основная идея “Территории эмоций” — развитие эмоционального интеллекта. Здесь часто проходят тренинги и мастер-классы психологической направленности. Площадка этим не ограничивается и организует занятия для детей от четырёх лет, молодежный пресс-центр (для участников до семнадцати лет), фотошколу, книжный и литературный клубы, клуб разговорного английского, музыкальные вечера — всё, что может способствовать лучшему осознанию себя и наиболее комфортному и эффективному общению с окружающими.
“Молодой Нижний” — коворкинг, общественное пространство, ориентированное прежде всего на молодежь. Хотя коворкингом могут пользоваться все желающие, площадка прежде всего организует полезные и интересные для молодежи мероприятия, знакомит посетителей с информационными технологиями, помогает развить soft skills.
Мы обсудили с командой площадок трудности, с которыми они сталкиваются, и выяснили, что наиболее проблемными зонами для современной популяризации являются лженаука и низкий уровень продвижения в интернете и СМИ площадок, где жители города могли бы получать достоверную и актуальную информацию.
На всех трёх площадках организация мероприятий устроена по-разному. В “Молодом Нижнем”, например, прочитать лекцию или устроить иной досуг может любой желающий (если он предварительно договорится с организаторами). Пространству “Территория эмоций” очень важно не навредить участникам, поэтому они ни в коем случае не могут пригласить неквалифицированного специалиста. Что касается “Планетария”, прецедент, когда лекцию читал студент четвёртого курса НИУ ВШЭ, уже состоялся. Возможность проведения мероприятия студентами более младших курсов не исключается. Однако площадке важно нести достоверные знания, поэтому каждая заявка на проведение лекции обязательно будет рассмотрена индивидуально.
В пространстве “Территория эмоций” этой осенью преподаватели ФиПЛа прочитают курс лекций под общей темой "Язык в эмоциях и эмоции в языке: такая разная лингвистика":
Куликова В.А. "Негативные эмоции в речи медиа: зачем это журналистам и как справляться читателям?" (18 октября в 18:30)
Колчина О.Н. "Эмоции в русской картине мира" (23 октября в 14:30)
Климова М.А. "Чужие ошибки научат плохому? О психолингвистических и корпусных исследованиях ошибок" (25 октября в 18:00)
Гронская Н.Э. "Эмоции в операционной: взгляд нейролингвиста" (28 октября в 17:00)
В современном мире нет недостатка в источниках информации, но найти среди них достоверные бывает сложно — в этом помогают городские научные площадки. Те, что мы собрали в статье, представляют особое пространство, приоткрывают дверь в научный мир, делая тебя его частью.
Смотрите, слушайте, изучайте и погружайтесь в науку!
Авторы:
Быкова Екатерина, 19ФиПЛ, Цветкова Владислава, 22ФиПЛ.