Судьбы выпускников: путь от студентки нижегородской Вышки до преподавателя Вышки московской
Первые выпускники образовательной программы «Филология» примерили на себя парадные мантии всего год назад. Однако за это время судьбы многих «первопроходцев» успели в корне измениться. Так, например, выпускница 2017 года Анастасия Сенченко стала студенткой московской Вышки, выбрав магистерскую программу «Иностранные языки и межкультурная коммуникация». Не так давно Настя стала не просто студенткой ВШЭ-Москва, но еще и преподавателем. В интервью выпускница нижегородской Вышки рассказала о том, как складываются отношения со студентами и мешает ли ей небольшая разница в возрасте в работе с ними. Настя также рассказала о том, как ее поддерживают опытные преподаватели и хотела ли бы она преподавать в нижегородской или питерской Вышке.
– Настя, расскажи, как началась история твоего преподавания? Ставила ли ты себе цель стать педагогом или это воля случая?
– Для меня преподавание всегда было естественной и неотъемлемой частью жизни: мама по первому образованию – учитель начальных классов, поэтому я с детства наблюдала за тем, как она готовится к урокам и проверяет тетради. Многие игры в детстве были связаны со школой: мы с сестрой сооружали импровизированный класс, ставили доску, писали на ней мелом и вызывали друг друга к доске, и почему-то роль учителя всегда доставалась мне. Сейчас, возвращаясь к этим ранним воспоминаниям, я понимаю, что другой судьбы у меня и не могло быть. В старших классах школы я по просьбе знакомой взяла первого ученика по английскому языку, наверное, это и можно считать осознанным шагом на пути к дальнейшей работе в этом направлении.
– Когда ты поступила в московскую Вышку в магистратуру, думала ли ты о том, что будешь там преподавать?
– Попробовать себя в роли преподавателя в вузе было моей давней мечтой, но о том, что это случится так скоро, я и подумать не могла! Преподаватели Вышки, как родной нижегородской, так и московской, всегда вызывали у меня восхищение, однако я даже не предполагала, что я могу стать частью преподавательского состава.иВ один из летних вечеров из динамика своего телефона я услышала: «Настя, а не хотите ли Вы взять группу первокурсников? Английский язык». Удивлению и радости не было предела! Это что, я буду отмечать посещаемость и проверять домашнее задание? Я буду готовиться к занятиям и ставить оценки за эссе? Я буду устанавливать дедлайны и принимать зачеты? Слишком невероятно!
– Какую дисциплину ты преподаёшь и как проходит подготовка к занятиям?
– Моя дисциплина называется “Practical Course of the First Foreign Language: Grammar, Phonetics, Speech Practice (English)”. Программа, предлагаемая университетом, очень насыщенная и информативная, поэтому к каждому занятию я стараюсь продумывать такие форматы заданий, чтобы студенты могли комфортно и безболезненно освоить много новой информации. Это именно то чувство, когда понимаешь, что в первую очередь от тебя и твоей подачи материала зависят дальнейшие успехи в освоении этой дисциплины, в частности, и мотивация к изучению языка в целом.
– Как складываются взаимоотношения со студентами? Проще ли тебе строить общение с учениками, учитывая, что ты сама недавно была студенткой бакалавриата?
– На самом деле, благодаря небольшой разнице в возрасте и общим интересам, общение выстраивается легко и без усилий с моей стороны. В моей группе 12 прекрасных девушек, с любовью и усердием относящихся к выбранному направлению и учебному процессу. Наверное, самое сложное – это учиться быть серьезнее для соблюдения субординации. В этом мне хорошо помогают дисциплинарные меры в виде дедлайнов и контрольных работ, которые напоминают и мне, и студентам, что мы все-таки не только хорошие знакомые, которым приятно проводить вместе время, но и коллеги, выполняющие определенную роль в совместном достижении цели.
– Как складываются взаимоотношения с другими преподавателями? Чувствуешь ли ты поддержку педагогов, которые работают в своей сфере уже много лет?
– Поддержка коллег чувствуется всегда! В августе нас приглашали на собрание профессорско-преподавательского состава, где была возможность познакомиться с преподавателями и пообщаться на волнующие темы перед новым учебным годом. Кроме того, когда у меня возникают вопросы во время учебного процесса, я могу обратиться к руководителю департамента и к любому из преподавателей-коллег, с которыми у нас поддерживается связь 24/7. Также несколько раз я консультировалась с преподавателями, чьи занятия посещаю как студент-магистрант, и взяла на заметку несколько интересных педагогических приемов.
– Рассматривала ли ты питерскую или нижегородскую Вышку в качестве места, где бы ты хотела преподавать?
– Честно говоря, я не задумывалась о возможности преподавать в других городах, потому что преподавание в любом из кампусов было из разряда мечтаний, исполнения которых ждешь, но осознаешь их несбыточность. А теперь я чудесным образом оказалась здесь, в Москве, и знаю наверняка, что если решу переехать в Санкт-Петербург или обратно в Нижний, я буду невероятно рада сотрудничеству с Вышкой!
– Какие у тебя планы на будущее относительно научной деятельности и относительно преподавания?
– На данный момент я стараюсь совмещать обучение в магистратуре с преподаванием в Вышке и преподаванием в московском филиале центра английского языка «Оксфорд». Мне одинаково нравится и первое, и второе, и третье, а как сложится дальнейшая судьба – покажет время! Потому что никогда не знаешь, в какой момент тебе позвонят и скажут: «Настя, а не хотите ли…?»
Материал подготовила Анастасия Лазарева, студентка 4 курса