• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
14
Апрель

«Руслан и Людмила», или лекции А.С. Немзера в Нижегородской Вышке

В субботу, 5 октября, состоялись лекции московского профессора Андрея Семеновича Немзера. Первая часть встречи представляла собой рассмотрение тех факторов, которые оказали влияние на А. С. Пушкина и сформировали его как поэта. Вторая часть встречи была посвящена разбору поэмы «Руслан и Людмила».

«Руслан и Людмила», или лекции А.С. Немзера в Нижегородской Вышке

Интересно, что представления Пушкина о современной ему литературной среде начали формироваться еще до его поступления в лицей. В то время семья жила в Москве, тогда еще бывшей культурным центром России. Сергей Львович, отец поэта, и Василий Львович, его дядя, были включены в карамзинский московский круг, а бабушка Пушкина Мария Алексеевна рассказывала внуку о первой постановке «Недоросля» Д. И. Фонвизина. Таким образом, с детства Пушкин был включен в литературную атмосферу.

Знаете ли вы о том, какое было лицейское прозвище у Пушкина? Нет, не арапчонок. Товарищи называли его французом, что, помимо любви к французскому языку, отражало его африканскую необузданность и галльское стремление к независимости, и это перекликалось с представлением сверстников о его внешности как о смеси «обезьяны с тигром».

Примечательно, что Пушкин был в классе не единственным мальчиком, писавшим стихи. Помимо него сочиняли А. Д. Иличевский, А. А. Дельвиг и В. К. Кюхельбекер. Но, кажется, никто не подходил к поэзии так серьезно, комплексно осваивая самые различные техники и не останавливаясь ни на одной из них окончательно. Главный навык, сложившийся у Пушкина в лицее, - «умение увидеть разное и соблюсти равное».

Пушкин начинал писать «в чистом поле», где были лишь немногие ориентиры, представленные В. А. Жуковским, К. Н. Батюшковым, Н. М. Карамзиным. Но уже в 1820 году он смог выполнить задачу, которая была не под силу ни Жуковскому, ни Батюшкову, а именно – написать новую поэму на национальном материале. Ей и стала поэма «Руслан и Людмила», которую Андрей Семенович Немзер подробно разбирал на второй лекции.

Несмотря на то, что Пушкин написал нечто новое и особое, поэма полна сюжетных несоответствий. И хотя поэма кончается пессимистично («Но огнь поэзии погас. / Ищу напрасно впечатлений…»), ее создание ознаменовало собой новый виток развития творческой жизни писателя.

На встрече с Андреем Семеновичем присутствовали как студенты-филологи, так и преподаватели (причем не только филологи и лингвисты, но и математики!). Для студентов первого курса это была первая встреча с Андреем Семеновичем, и некоторые из них поделились своими впечатлениями.

Анастасия Буженица, 1 курс: «Если быть максимально краткой, мне понравилось, что А.С. Немзер не идеализировал А.С. Пушкина, а пытался показать, что он такой же человек, как и мы все. После школы было неожиданно увидеть поэта с этой стороны».

Кирилл Кочетов, 1 курс: «Всегда важно получать знания и опыт от людей разных ВУЗов, кампусов и специальностей. Это углубляет знания в конкретной области. Именно поэтому лекция стала важным событием, по крайней мере, для филологов, напрямую связанных с темой. Отход от привычного образа Пушкина и рассмотрение его творчества через биографию и простые, человеческие мотивы дали по-новому посмотреть на ряд произведений, в том числе и «Руслана и Людмилу».

Владислава Лебедева, 1 курс: «Побывать на лекции преподавателя из московской вышки было очень интересным опытом. Мне очень понравилось, как он ведет лекции и рассказывает о жизни и раннем творчестве Пушкина. Однако, честно говоря, особенно сильно меня зацепило то, как ярко и выразительно он читал пушкинские стихи».

Мы благодарим Андрея Семеновича и ждем новых встреч!

Александра Заполина, Анастасия Баранова