Неизвестный автограф Бориса Пастернака: лекция в доме-музее
19 января в Доме-музее Бориса Пастернака в Переделкине состоялась встреча с преподавателем НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, филологом Леонидом Юрьевичем Большухиным. Его лекция была посвящена автографу Бориса Пастернака, в альбоме его одноклассника Георгия Курлова.
По словам Леонида Большухина, большая часть подобных находок делается в архивах, но этот альбом был приобретен антикваром Алексеем Валерьевичем Тюриным, который, в свою очередь, предоставил Леониду Юрьевичу право на введение альбома в научный оборот. Находка альбома позволила более полно представить и этапы взросления Пастернака, и круг, в котором он жил, и один из источников романа “Доктор Живаго". В нем оставили свой след несколько ярких фигур той эпохи: и сам Георгий Курлов, и поэт Вадим Шершеневич, и сестры Шор, отец которых был очень известным музыкантом. Альбом позволяет нам в какой-то степени реконструировать наиболее слабо исследованный пласт жизни Пастернака, — гимназический и постгимназический, — поскольку о нем сохранилось меньше всего материалов. Дискуссия в Переделкино позволила наметить ряд перспектив будущего исследования.
Сам автограф Пастернака, приведенный в альбоме, состоит из короткой музыкальной записи и философского изречения, отсылающего к Шопенгауэру. Запись Пастернака отличается от других продуманностью, монументальностью, полнотой. Двойственная запись – музыкальная и философская – говорит о том, что для Пастернака эти два языка были взаимопроникающими: языком музыки Пастернак пытается выразить то, что потом выражает с помощью философии. Комментарий философского фрагмента позволяет утверждать, во-первых, что для Пастернака был актуален Шопенгауэр, а во-вторых, Пастернак не цитирует Шопенгауэра, а суммирует его мысль, вычленяя наиболее важное для него единство творчества и страдания. Казалось бы, понимание этого единства выражается уже в конце жизни в позднейших стихах Пастернака – но автограф говорит о том, что это понимание у него было изначально, что он жил с ним, даже еще не став поэтом. Важно для понимания творчества поэта и то, что владельца альбома Георгия Курлова звали Юрой; у него был брат Евграф - именно эти имена потом будут даны братьям Живаго в романе. При этом персонажи совсем не похожи на братьев Курловых, но как раз здесь и обнаруживается нелинейность творческой мысли Пастернака.
Лекция Леонида Юрьевича Большухина открыла цикл встреч, которые проведут в Переделкине преподаватели нижегородской Вышки. Еще две встречи состоятся в апреле.